Lazarev Gallery представила милую и трогательную выставку «Эники-Беники ели вареники!». Авторский взгляд участников проекта на тему детства вернул из прошлого Чебурашку, деревянных лошадок, мечту стать космонавтом. Как родилась идея подобной экспозиции и собственно о чем она, VD рассказала куратор выставки Марина Штагер.

Марина, расскажите, пожалуйста о выставке. Откуда такая тема, с чем связано название?

Нам очень давно хотелось обратиться к теме детского мира, и конечно, для нашей галереи важно показать пространство детства актуальными средствами. Мы постарались найти художников очень разных: например, Лупанов – это более академический стиль живописи; Краевская выбрала технику коллажа – весьма редкий и оригинальный способ высказывания; Гапонов и Федорова отличаются своими совершенно индивидуальными стилями. Они стали теми самыми гранями, благодаря которым выставка приобрела многозначное и разностороннее звучание.

Потом мы стали думать над названиями, перебрали массу вариантов, серьезных – вроде «Территория детства», и поняли, что все это очень скучно, все надоело и нужно всему этому придать более современную и веселую форму. Начали вспоминать разные детские стихи, затем перешли к считалкам, подбирали всей командой и вот в итоге остановились на «эниках-бениках»...

И все же, почему именно считалка?

Любая считалка предваряет какую-то захватывающую игру и отвечает на вопрос кому водить в этой игре. Игра – это жизнь, и даже когда человек взрослеет, творчество и игра для него по-прежнему очень важны. И «кому водить» – это собственно самый главный вопрос, потому что дети – это наше будущее, им, этому поколению предстоит «водить» следующую эпоху. Это могут быть наши коллекционеры, наши гости, наши новые талантливые художники: нам показалось интересным выяснить, какие предметы и игрушки были и есть в их пространстве. Если в 70-е годы любимыми героями детей были Чебурашка, крокодил Гена, то сегодня это куклы-монстры, со шрамами, в образах дракул, утопленниц и другими хоррорскими приметами. И мы попытались их сравнить, не давая оценок, а просто задавая этот вопрос: кто они, кто за нами следующий...

«Эники-Беники» открылись сразу после того, как в галерее завершилась презентация проекта Владимира Кустова «Таймер», который затронул проблему одиночества среди подростков. А что насчет детей – какие проблемы по-настоящему вызывают тревогу?

Вопрос о погружении в компьютеризацию, который лежал в основе творческой идеи «Таймера», на мой взгляд, очень серьезно касается и детей. Это действительно наркомания своего рода, когда ребенок уже не может без компьютера. Он просыпается и первым делом тянется к какому-то своему средству связи с виртуальным миром, при этом теряется способность к коммуникации в жизни. Дети встречаются и друг друга боятся, не могут разговаривать. Они лезут в карманы, чтобы достать свои девайсы и начать перебирать клавиши... Кустов рассказывал, что например, у японских школьниц даже есть специальный жест приветствия, изображающий процесс отправления смс.

Что вы думаете о новом законе, который призван защитить детей от «вредной» информации? Действительно ли он поможет сделать детей менее уязвимыми?

От той проблемы, о которой мы только что говорили, это не спасет: в жизни у детей должно быть живое общение, и в первую очередь, это задача родителей. Необходимо уделять ребенку достаточное количество времени, а не оставлять его за компьютером. Что касается закона, то закон нужен – но у нас как обычно какие-то совершенно непонятные перегибы... запрещаются авторы, с которыми прошло наше детство. Конечно, лучше без перегибов, но как это сделать – я пока не задумывалась над этим. Надо подумать: может это станет темой нашей следующей выставки.

Какие атрибуты детского мира приходят на ум, когда вспоминаете свое детство?

Чебурашка (смеется). Вещи, предметы – это когда уже постарше, ребенок в два года мало чего хочет, кроме мамы и папы. Мечтали тогда, конечно, о плеерах, магнитофонах, какой-нибудь яркой куртке. Всё это очень интересно показано в работах Краевской: вырезки из журналов мод тех лет. И вот эта одежда, которая нам сегодня кажется страшной, убогой, серой, – тогда была предметом наших желаний. Мне однажды папа привез такую куртку (мне она казалась крайне модной) – балоневую, голубую. На самом деле это был мешок бесформенный, но в то время – предел мечтаний!

Участники выставки – Илья Гапонов, Наталья Краевская, Марина Федорова и Константин Лупанов – о детях, моде и советских городах

Илья Гапонов:

Я довольно спонтанно стал участником данного проекта – до этого у меня была серия со снегом, в которой также воплотились какие-то мои детские воспоминания. Самые яркие образы из детства связаны с зимой и огромными сугробами, потому что я из Сибири... Советские города – которые всегда в угольной пыли, потому что это Кузбасс; много котельных, все это покрывается черной копотью – каждый снегопад становился чудом! Потом я увидел в фейсбуке у Марины Штагер ее детскую фотографию с чебурашкой. Мне это дико понравилось, я вспомнил про свою серию и попросил у нее разрешения воспользоваться образом на снимке для работы. В свою очередь, она пригласила меня поучаствовать в создании замечательной выставки, на открытии которой все мы сейчас присутствуем.

Я выбрал несколько снимков 70-хх, самых стандартных и в то же время самых выразительных – в них мы сможем разглядеть и узнать самих себя, вспомнить детство и страну, в которой мы родились.

Дети 70-80-х годов и сегодняшние дети – их многое разделяет?

На самом деле для того возраста, который здесь изображен, я думаю, мало что изменилось. Для маленьких детей всё по-прежнему: деревья большие, снег идет и солнце светит. Дальше появляются гаджеты, которые совершенно меняют сознание, но это уже дети постарше, семи-девяти лет.

Марина Федорова:

Для меня эта тема очень трогательная, интимная, поскольку я мать двоих детей, которая не перестает быть художником. Эти работы – они не появились как-то сразу, это результат нескольких лет творчества.

Интересно подумать о том, что в искусстве, например, средневековья дети не были людьми; это были маленькие недочеловеки. Если их рисовали, то это были просто уменьшенные взрослые. Когда я рисую детей, я пытаюсь показать в них личность, какое-то совершенно особенное существо, живущее по своим правилам, со своими эмоциями, и стараюсь сделать это очень ярко, позитивно.

Константин Лупанов:

Тема выставки совершенно замечательная. На своих картинах я очень люблю изображать именно людей, а дети – вообще самое настоящее, подлинное, что может быть в жизни. Дети – это очень интересно! Очень сложно, но интересно.

Дети будущего – какими они будут?

Это для футуролога вопрос, я не футуролог... Дети всегда остаются детьми, и неважно в какую эпоху они живут – «совка» или капитализма. Они всегда очень хороши, на них надо ориентироваться. Чем ребенок отличается от взрослого? Он умеет радоваться. Конечно, будучи взрослыми все мы наслаждаемся жизнью – при этом анализируя всё, что с нами происходит, утрачивая способность радоваться в чистом виде, к сожалению. Только очень редкие люди могут сохранить в себе эту чистоту восприятия, свойственную детскому сознанию – и мы их всех знаем, любим этих людей.

Наталья Краевская:

Материал для коллажей собирался уже давно: у меня были какие-то журналы старые, я вырезала фотографии и хранила их, потому что мне хотелось сделать из них что-то необычное, но не было какого-то толчка. Поэтому когда мне предложили принять участие в этой выставке, я сразу поняла, что мне это интересно.

Я размышляла над темой эстетики одежды 70-хх: в этом ходила я, ходили мои друзья, одноклассники. Наверное, с тех пор сохранилась некоторая обиженность на эту одинаковость – поэтому в представленных работах чувствуется энергия протеста. Конечно, это детство, это какая-то ностальгия. Забавно вспоминать, что мальчиков и девочек одевали в одинаковые шапки и куртки, зимой их сложно было отличить – маленькие дети от этого не страдали, но вот стоило им стать постарше... Сегодня эти люди стали другими, по-другому себя проявляют, и иногда, в стремлении выделиться, выйти за рамки системы, даже нарочито, как фрики какие-нибудь. Парадоксально, но тема одинаковости сохранилась, просто приобрела глянец: тогда все ходили одинаково некрасивые, а сейчас – одинаково красивые.