Что происходит с русским театром.

Русский театр не стоит на месте. Несмотря на ревнителей «театральной нравственности» и адептов «нормального» психологического театра, появляются новые жанры, формы и тенденции. Именно о них читайте в нашем новом обзоре.


1. Ребрендинг, смена руководства

Как: смена фирменных стилей для знаковых театров столицы (новый вид логотипов, билетов, афиш, рекламных баннеров разрабатывают в лучших дизайн-студиях). Новые сайты театров. Смена руководства: началась эта инициатива с назначения Римаса Туминаса в Театр Вахтангова. Сегодня Театром Ермоловой руководит Олег Меньшиков, бывшим Театром Гоголя — Кирилл Серебренников. Театром Маяковского Минадугас Карбаускис и т. д. Во все эти места вернулся зритель.

Что: Театр Вахтангова, Театр Пушкина, Театр Ермоловой, Театр Маяковского, Гоголь-центр

2. Возрождение жанра политической сатиры и социального театра как такового

Как: появление в репертуаре театров постановок, жестко и зло высмеивающих сегодняшнюю политическую ситуацию в стране в целом и пороки властей в частности. Человеческие несовершенства также подвергаются насмешкам.

Что: «Идеальный муж» и «Зойкина квартира» (МХТ им Чехова), «Враг народа» (Театр Маяковского), «Портрет Дориана Грея» (Театр Ермоловой), «Братья», «Идиоты», «Страх» (Гоголь-центр).

фото Сергея Петрова

3. Интерес к смешанным жанрам, формирование театра-микса

Как: в одном спектакле комбинируются разные виды искусства: драматическое, цирковое, изобразительное, музыкальное и даже балетное. Часто драматические артисты танцуют или поют арии из опер. Костюмы и декорации создаются прямо на сцене.

Что: «Как вам это понравится...» Дмитрия Крымова (Школа драматического искусства), «Материнское поле» Сергея Землянского (Театр Пушкина), «Стойкий принцип» Бориса Юхананова (Школа драматического искусства), все спектакли Владимира Панкова

4. Активное внедрение мультимедиа-технологий

Как: современная сценография это не только декорации и костюмы, но полноценный участник спектакля. На зрителя кино-включения, анимационные вставки и отцифрованные поцелуи производят не меньшее впечатление, чем, собственно, сюжет и игра актеров.

Что: «Зойкина квартира» (МХТ им. Чехова), «Метаморфозы» (Гоголь-центр), «Пять вечеров» (Мастерская Фоменко), «Портрет Дориана Грея» (Театр Ермоловой)

фото Светланы Маликовой

5. Стойкость репертуарных театров

Как: несмотря на разговоры о смерти репертуарного театра, он живет и здравствует. Ни «доковское», ни «новодрамовское» движение ему не страшны. На классику в предсказуемой режиссуре и с любимыми артистами в главных ролях зрители продолжают ходить с радостью.

Что: «Дар» в «Мастерской Фоменко», «Горячее сердце» в Современнике, «Лондон Шоу» в Сатириконе, «Таланты и покойники» в Театре Пушкина, «Окаёмовы дни» в Театре Вахтангова и др.

фото Михаила Гутермана

6. Попытки обновить фестивальное движение, применить новые принципы награждения лучших из лучших

Как: ребрендинг фирменных стилей (яркий пример: новый дизайн фестивального стиля «Золотая маска»). Проекты в рамках фестивалей (выездные региональные программы, внеконкурсные программы, организация больших гастролей лучших театров, проведение профессиональных семинаров, открытие Института театра и др). Попытки поощрять молодых режиссеров и экспериментаторов от театра.

Что: «Золотая маска», Чеховский фестиваль, фестиваль NET,  «Твой шанс» и др.

7. Интерес к поэтическому театру

Как: ставятся спектакли, в основе которых не проза, а поэзия. Вновь обретает популярность формат, когда ведущие актеры театров и выпускники театральных вузов читают со сцены стихотворения любимых авторов

Что: чтецкие вечера и Ночь поэзии в МХТ им. Чехова , «Рыжий» (по стихотворениям поэта Бориса Рыжего) и «Египетская марка» (по Мандельштаму) в Мастерской Фоменко, спектакли Веры Полозковой («Стихи о любви» и др.) в «Практике» и «Политеатре», Вениамина и Алики Смеховых («Двенадцать месяцев танго») в РАМТе, Ольги Кабо («Я искала тебя...» по стихам Марины Цветаевой) в МДМ.

фото Владимира Луповского

8. Появление новых режиссерских имен

Как: привлечение к работе над репертуаром главных театров столицы выпускников режиссерских факультетов. Молодые режиссеры работают с актерами-мэтрами, переосмысливают классику, ставят произведения не очевидных авторов

Что: Мастерская Фоменко (в рамках вечеров «Проб и ошибок» спектакли «Рыжий» Юрия Буторина, «Египетская марка» Дмитрия Рудкова и др), Современник (экспериментальный проект Галины Волчек — спектакли на новой сцене «Время женщин» Егора Перегудова, «Посторонний» Екатрины Половцевой др.), МТЮЗ («Четвероногая ворона» Павла Артемьева, «Лейтенант с острова Инишмор» Александра Суворова) и др.

фото Елены Лапиной