Цикл открытых встреч, посвященных роли Ярославской Большой мануфактуры в судьбе города, завершился лекцией о наследии этой знаменитой фабрики.

«…Ни одна история не доходит до нас целой, без отбитых ступней и сколотых лиц» – фраза из романа Марии Степановой «Памяти памяти» очень подходит для описания ситуации с культурным наследием в нашей стране. По-своему это высказывание подтвердила и встреча проекта «Второй исторический центр Ярославля», который организован культурным центром TEXTIL.
В 2022 году исполнится 300 лет со дня основания Ярославской Большой мануфактуры, наследницей которой стала фабрика «Красный Перекоп». А мы по-прежнему очень мало знаем о ее дореволюционной истории – а значит, о наиболее продолжительном периоде существования фабрики. Редкие документы, предметы культуры и быта сохранились в коллекциях ярославских музеев, да и те в полной мере пока что не изучены специалистами. Сегодня на территории завода создается современная экспозиция «Музей фабрик: новая ткань города», которая будет посвящена истории этого места. Места без преувеличения уникального! Здесь не просто начиналась история промышленного Ярославля, здесь был создан город нового типа – со своей градостроительной политикой, с высокотехнологичным производством, с новой системой отношений между управляющими и рабочими, с архитектурой и парками в европейском стиле…
Основание Ярославской Большой мануфактуры можно считать второй точкой отсчета в судьбе города. Этой теме и были посвящены встречи проекта, инициированного центром TEXTIL. Завершающей стала беседа о наследии Большой мануфактуры в коллекциях ярославских музеев. Лекторами выступили заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская и старший научный сотрудник Ярославского художественного музея Нина Голенкевич. (О двух предыдущих встречах проекта – в материалах «Ярославль: другая точка отсчета» и «Город в городе. Город-сад»).

Тайны выставки 1920 года…

Удивительный факт: выставочная деятельность Ярославского художественного музея начиналась с экспозиции, открытой на ткацко-прядильной фабрике, которая на тот момент уже перестала называться Ярославской Большой мануфактурой, но еще не приобрела имя «Красный Перекоп».
Художественная галерея – предшественница нынешнего музея – была основана в Ярославле по инициативе местных художников и любителей старины в декабре 1919 года. Первым помещением для нее стала бывшая Духовная консистория на набережной Которосли. Здание, сильно пострадавшее в ходе белогвардейского восстания 1918 года, требовало ремонта. Поэтому свою первую выставку музей и организовал на территории бывшей Ярославской Большой мануфактуры в 1920 году.
Инициировало создание своего городского музея искусств Ярославское художественное общество, основанное в 1909 году. Участники общества собирали коллекцию, устраивали выставки, издавали книги и убеждали местных чиновников в необходимости открыть в городе галерею. А пока музея не было, площадками для показа собранных работ и произведений современных художников чаще всего становились учебные заведения Ярославля. Выставки открывались раз в год, на Пасхальной неделе, и длились недолго. В частности, экспозиция на территории Ярославской Большой мануфактуры 1920 года была открыта ровно семь дней – с 12 по 18 апреля.

Как отмечает Нина Голенкевич, никаких сведений о представленных на той выставке произведениях и именах художников пока обнаружить не удалось. Можно предположить, что в экспозицию включили работы наиболее значимых ярославских авторов того времени – Ф.И. Панкова, П.А. Алякринского, И.П. Батюкова, П.В. Мосягина, М.К. Соколова, С.И. Канера… А среди экспонатов, скорее всего, можно было увидеть революционные плакаты, портреты и автопортреты, зарисовки из жизни рабочих и крестьян. Не исключено, что в 1920 году могло быть представлено и авангардное искусство – в ту пору оно еще не попало под запрет.

Сведений о том, как посетители отреагировали на эту первую в истории Художественного музея выставку, найти пока тоже не удалось. Но не исключено, что когда-нибудь эти тайны откроются искусствоведам будущего.

…и другие неизвестные страницы прошлого

В коллекции Ярославского музея-заповедника оказалось несколько предметов и документов Ярославской Большой мануфактуры. Небольшая их часть представлена в постоянной экспозиции исторического отдела, большинство же раритетов становятся доступны зрителю время от времени – в рамках выставочных проектов.
Из дореволюционных вещей в музее-заповеднике, в частности, хранится 6 скатертей, выпущенных когда-то мануфактурой. Среди них скатерть жаккардового плетения, выполненная из тончайшего льна, который на ощупь похож на шелк. Сотканное в 1820-е годы большое полотно (размеры скатерти – 3 на 4 метра) украшает рисунок с видами Ярославля. Подобных скатертей сегодня почти нигде не осталось.
Среди экспонатов, связанных с историей фабрики – копия портрета ее основателя Ивана Затрапезнова и портрет одного из последующих владельцев Саввы Яковлева. Ценным сведением о местной архитектуре XVIII века является гравюра А.И. Ростовцева «Вид города Ярославля» 1731 года, очень точно отразившая план города. Из драгоценностей уцелело Евангелие 1735 года из церкви Петра и Павла – с окладом, богато украшенным серебром и золотом, живописью на эмали, чеканкой. Любопытен поздравительный адрес 1908 года, сделанный из серебра, к юбилею тогдашних владельцев мануфактуры. На нем изображен и вид самой фабрики, и медведь с секирой, и караван верблюдов, навьюченных хлопковыми тюками (знак того, что мануфактуре в конце XIX века принадлежали собственные плантации хлопка в Средней Азии).
Довольно широко в коллекции музея-заповедника представлены фотографии. В том числе целый дореволюционный альбом (созданный не раньше 1909 года), запечатлевший жизнь фабрики в годы ее расцвета. На этих снимках и панорамы Ярославской Большой мануфактуры, и завораживающее какой-то своеобразной красотой новое промышленное оборудование, и сцены из повседневной жизни рабочих с их буднями и праздниками.

Причем гуляли фабричные на рубеже веков с размахом. Сохранившаяся афиша 1894 года дает представление о программе таких гуляний – с выступлением оркестра военной музыки, хоровых коллективов, труппы акробатов, а также проведением состязаний между горожанами и с вечерним фейерверком в трех отделениях! Почти программа современного Дня города.
В целом же наследие Ярославской Большой мануфактуры, как говорит Светлана Блажевская, представлено очень скудно. В основном сохранялись материалы о послереволюционной истории фабрики. И, например, образцы продукции рубежа XIX-ХХ века сегодня не найти – вещи массового производства из хлопка того времени не считались предметами, достойными музейной экспозиции. Церковные ценности и вовсе изымались новой властью «на нужды строящегося советского государства». Ничего не известно и о коллекции, которую собирал последний управляющий мануфактуры Алексей Грязнов. Часть ее он лично передал в Государственный исторический музей Москвы. Дальнейшая история этого собрания покрыта мраком…