В цикле открытых встреч и дискуссий, которые организованы центром TEXTIL, обсуждается роль Ярославской Большой мануфактуры в истории и судьбе города.

Промышленный район Красный Перекоп практически на протяжении всей своей истории воспринимался ярославцами как особенная территория, как город в городе, со своими нравами и порядками, и в том числе – со своей архитектурой и градостроительной политикой. В конце ХIХ века здесь даже была предпринята попытка реализовать концепцию «города-сада».
Очередная встреча проекта «Второй исторический центр Ярославля» (материал о первой встрече – «Ярославль: другая точка отсчета», который инициирован культурным центром TEXTIL, как раз и была посвящена истории построения нового типа города на территории ярославской фабричной слободы. Лекторами выступили кандидат искусствоведения, генеральный директор ООО НПО «Стройреставрация» Вячеслав Сафронов и архитектор, несколько лет занимавший должность главного архитектора Ярославля, автор встреч-бесед «Как устроен город» Аркадий Бобович.

Голландский парк с английскими липами

Известно, что территория на берегу реки Которосли, где была основана текстильная фабрика – будущая Ярославская Большая мануфактура, – осваивалась как минимум с 1555 года. С середины XVI века здесь уже располагалось село Меленки, получившее свое название от построенных тут многочисленных ветряных и водяных мельниц. Память об этом топониме дошла до наших дней – слово встречается в названии Николо-Мельницкой церкви, сохранившейся на Красном Перекопе.

Сами земли принадлежали в те времена Спасскому монастырю.
В 1711 году на этой территории был выстроен оружейный двор, который успел выпустить одну партию оружия, после чего сгорел. На предприятии работали пленные шведы. И в те же годы здесь появились первые ткацкие станы. А во времена Петра I тут начинается строительство текстильной мануфактуры.
Задумав эту грандиозную стройку, Петр лично приезжал в Ярославль шесть раз, вел переговоры с местным купечеством, и из всех потенциальных кандидатов на роль основателя предприятия выбрал купца гостиной сотни Ивана Затрапезнова. Для начала Иван был отправлен царем в Голландию – «учиться холщовому делу». А после возвращения Затрапезнов вместе с братьями получили землю на Кавардаковском ручье (сегодня он носит название Зеленцовского), где в 1722 – 1731 годы они и создали крупнейшую текстильную фабрику, производившую полотняную, шелковую и суконную ткани.
При строительстве мануфактуры по течению Кавардаковского ручья были сделаны запруды для работы водяных мельниц – так образовался каскад прудов. Всего их пять. Центральный пруд стали называть «зеркальным» – в нем и сегодня отражается церковь Святых Апостолов Петра и Павла. На одном из прудов соорудили две барские купальни – мужскую и женскую. На прудах за пределами центральной части выполаскивали ткани. А на лугу эти полотна выбеливались под лучами солнца.
Иван Затрапезнов привез в Ярославль некий европейский дух, западную культуру. При нем в 1722 – 1731 годах на территории мануфактуры разбивают регулярный сад в голландском стиле. Восемь аллей сада расходились от общего центра подобно лучам солнца. Липы сюда специально завезли из Англии. В центре парка находился деревянный павильон, а на пересечении дорожек располагались фонтаны и скульптура. На территории парка был построен господский дом – также в голландском стиле. Центральная часть его была двухэтажной.
Владельцы мануфактуры, а соответственно и самого парка, менялись. В начале ХХ века территория использовалась тогдашними хозяевами как дача, а доступ для фабричных рабочих был открыт только один раз в год – на Пасху.
После того как в 1918 году Ярославская Большая мануфактура была национализирована и переименована в фабрику «Красный Перекоп», Петропавловский парк стал общедоступным и получил название «Парк культуры и отдыха имени XVI партсъезда». Сегодня исторический облик парка утрачен. А от особняка одного из владельцев мануфактуры, Саввы Яковлева (построенного на фундаменте дома Ивана Затрапезнова), остались только руины.

В конце 1990-х годов разрабатывались проекты реставрации регулярного сада. Но они так и не воплотились, и парк, своим обликом напоминающий Летней сад Санкт-Петербурга, так и остается заброшенным. Хотя его многочисленные живописные виды и сегодня остаются притягательными для горожан и особенно для фотографов.

Церковь в стиле петровского барокко

Церковь Петра и Павла – без преувеличения, одно из самых уникальных строений на территории города. Это единственный памятник в стиле петровского барокко в Ярославле. Она была возведена в 1736 – 1742 годах при Ярославской Большой мануфактуре на средства Ивана Затрапезнова. Каменный двухэтажный храм напоминает (но не копирует один в один!) знаменитый Петропавловский собор, построенный в Петербурге архитектором Доменико Трезини.

Строительство растянулось на несколько лет. Окончательное обустройство закончилось только в 1744 году. Сам Иван Затрапезнов не увидел храм завершенным – в 1741-м он скончался. Был похоронен под папертью своей церкви.
В 1880 году в церкви Петра и Павла проводились значительные поновительные работы на средства новых владельцев Ярославской Большой мануфактуры. Стены храма расписали «под вид дикого мрамора», покрыли позолотой иконостас, поставили новые иконы, сделали изразцовые печи и чугунные полы. При храме появились начальная школа, больница, церковно-приходское попечительство.
Церковь закрыли в 1929 году, ее здание использовали как клуб. На нижнем этаже разместили пионерский кружок и школу кройки и шитья, на верхнем – показывали кино и устраивали вечера танцев. Позже здание арендовали одна из ярославских бирж и кафе.
А в 1997 году его передали Русской православной церкви. От былого великолепия здесь почти ничего не осталось. Сейчас отреставрирован внешний облик храма, ведутся внутренние восстановительные работы.

Новый уклад – новые ценности

Уже во второй половине XVIII века вокруг Ярославской Большой мануфактуры стали появляться регулярные (то есть распланированные) кварталы. А после того, как в 1857 году мануфактура со всеми землями и постройками была куплена московскими купцами ярославского происхождения Иваном и Андреем Карзинкиными в доле с петербургским купцом Гавриилом Игумновым, началось строительство нового производственного комплекса. Ничего подобного в Ярославле еще не видели – огромные 5-этажные заводские корпуса, казармы для рабочих, начальная школа, лабаз (магазин для сотрудников, где они могли покупать товары, в том числе в кредит), училище (здесь были созданы классы и для детей, и для взрослых, а также классы рукоделия для женщин), в котором, кроме прочего, размещался театральный зал на 1600 мест… Большинство сооружений, возведенных тогда, сохранило свои архитектурные особенности до наших дней. Скажем, здание фабричного училища 1894 года постройки, что на Комсомольской площади, сейчас занимает Дом культуры Красноперекопского района.

Оборудование для фабрики – самое передовое для того времени – закупается в Англии. Более того, для работников мануфактуры разбивается два парка – гигантский для рабочих и чуть поменьше для служащих. Меняются и условия работы на фабрике – в частности, вводится 9-часовой рабочий день вместо 14-часового. Не удивительно, что в 1900 году Ярославская Большая мануфактура получает гран-при на Международной выставке в Париже не только за свою продукцию, но и за систему организации жизни рабочих на предприятии.
По сути, этот город в городе выстраивался как европейский центр – с высокотехнологичным производством, с соответствующей инфраструктурой, с новой системой мотивации рабочих, с архитектурой и парками по западному образцу.

…Вернуть былой статус району хотели неоднократно. В последние годы было предложено несколько вариантов восстановления и развития этой территории, разработаны архитектурные проекты реконструкции комплекса, включающие воссоздание исторического облика слободы XVIII века. Но пока все эти планы остаются лишь чертежами и макетами.

История Ярославской Большой мануфактуры – пример того, как развитие производства, приход новых технологий меняют не только компанию, но и самих людей, их уклад жизни. В какой степени труд, организация и обновление производственных процессов влияет на людей, на жизнь конкретной территории и судьбу всего города? Этот вопрос станет темой дискуссии, которая пройдет в цикле встреч «Второй исторический центр Ярославля» 19 марта.


Расписание ближайших встреч в Доме дружбы Ярославль-Пуатье в рамках проекта:

19 марта, 18:00 - 19:30
Дискуссия в контексте истории ЯБМ: «Смысл и ценность труда и рабочего места в жизни человека».

2 апреля, 18:00 - 19:30
Лекция: «Как мотивировать сотрудников: подходы к управлению Ярославской Большой мануфактурой». Автор: Юлия Смирнова, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории исторического факультета ЯрГУ имени П.Г. Демидова.

Полная программа встреч и дискуссий – на сайте textil.in