Велосипед уже не считается только хобби, спортом или уделом туриста — для многих молодых и прогрессивных людей он стал основным транспортом и стилем жизни. Время подумать и нам, консервативным тихоням, о своей «велосипедизации», вот только с чего начать?

Создавая на невских болотистых берегах морскую столицу, Петр Первый черпал вдохновение в своем путешествии по Голландии, особенно — ее столице. Идея водной инфраструктуры была бесконечно прогрессивной для допетровской Руси и из нее, собственно, и родился Петербург. Спустя 300 с лишним лет северная столица, уже успевшая завоевать такие эпитеты, как «культурная» и «читающая», борется за звание столицы «велосипедной». Зоркий глаз увидит в этом виток исторической спирали: концепция инновационной транспортной реформы вновь навеяна Амстердамом, только не его канальчиками, а паутиной велосипедных дорожек.

Причины сменить четыре колеса на два

Отказаться от автомобиля ох как непросто в нашем необъятном городе, и все же игра стоит свеч...

  1. Для покупки велосипеда вам не нужен стартовый капитал. Если стоимость машины начинается где-то от 90 тысяч рублей, то подержанный, но «на ходу», велосипед можно найти тысячи за полторы-две.
  2. Вы очевидно сэкономите на содержании двухколесного средства. Машина «съедает» около 20 тысяч рублей в месяц на техосмотр, автомойку, текущий ремонт, наконец... Если поделить по месяцам годовой «рацион» велосипеда — получится не более 100 рублей. 
  3. Как черепаха обгоняет зайца в эзоповой басне, так велосипед обгонет автомобиль в час пик, когда средняя скорость последнего не превышает 13 км в час (в то время как велосипедист едет минимум 15 км в час, а в среднем — 17 км в час).

Как пересесть на велосипед?

VashDosug.ru не призывает никого продавать автомобиль и начать бороться за экологию верхом на самом экологичном транспорте, просто дайте велосипеду шанс — есть много способов приятного, увлекательного и, главное, безопасного знакомства с этим транспортом.

Городскими велотропами:

Да, колеса бюрократической машины явно не поспевают за петербургскими велосипедистами. У велосипеда на сегодняшних петербургских дорогах прав, наверное, даже меньше, чем у пешеходов. Покуда его положение на проезжей части остается во всех смыслах «шатким», VashDosug.ru рекомендует на пробных выездах придерживаться велодорожек.

К сожалению, в нашем городе нет транспортной вело-сети, поэтому объехать Петербург, придерживаясь токмо выделенных полос не получится, и все же вы можете найти велодоржки...

...в городе:

  1. две параллельные велодорожки на территории Муринского парка и вдоль проспекта Луначарского от проспекта Культуры до улицы Руставели;
  2. велодорожка вдоль Ленинградской улицы (м. Дыбенко)
  3. велодорожка на проспекте Славы: от Бухарестской улицы до Пражской улицы.

...за городом:

  1. велодорожка на Софийской улице от КАД до Колпино (Купчино — Колпино);
  2. велодорожка в сторону Курортного района (направление Сестрорецк от Спб);
  3. велодорожка вдоль побережья озера Разлив (от Приморского шоссе до шалаша Ленина);
  4. велодорожка вдоль «Петербургского шоссе», связывающего Санкт-Петербург и Пушкин (Пушкин — Шушары);
  5. велодорожка без разметки в городе Зеленогорск, оставшаяся с советских времен;
  6. велодорожка вдоль Приморского шоссе (от г. Сестрорецк до г. Зеленогорск)

VashDosug.ru рекомендует:

Одна из самых живописных велосипедных троп в черте города находится на Крестовском острове: велодорожки вдоль Северной дороги и Кемской улицы, вдоль Южной дороги и Крестовского проспекта, на Большом Петровском мосту и подходах к нему.

На Крестовский ради...

  • Самого Крестовского острова. Свежий воздух с залива вытесняет выхлопные газы, за изумрудной зеленью прячутся старые особнячки стиля модерн, разномастные архитектурные опусы современности приковывают взгляд — и все это великолепие в обрамлении стальной невской воды! Не забудьте про зеленые своды Приморского парка Победы, принимающие и пешеходов, и роллеров, и велосипедистов.
  • Вдруг прогулка так вас захватит, и незаметно для себя вы оставите все велодорожки где-то позади?! На острове много тихих спокойных улочек, и хаос автомобильного движения не настигнет велосипедиста «вдруг», из-за угла.

Протяженность велодорожек в некоторых городах:

  • Лондон — 900 км
  • Амстердам — 600 км
  • Хельсинки – 700 км
  • Копенгаген – 300 км

Под чутким руководством:

Велодоржки — велодорожками, но до них надо доехать по проезжей части, ведь на тротуары пускают только тех велосипедистов, которым еще не исполнилось четырнадцати. Обучиться безопасной езде можно на занятиях в «Велошколе». Это социальный волонтерский проект для всех желающих и, что немаловажно, абсолютно бесплатный.

Занятия в школе длятся два часа и состоят из двух частей: лекционной и практической. На теоретическом часе преподаватели «Велошколы» рассказывают о том, кто такой велосипедист с точки зрения ПДД, как он должен вести себя в потоке, какие правила должен знать, с какими спорными ситуациями он может столкнуться на дороге и т. д. Только после лекции студенты «Велошколы» могут пройти практику на городских автодорогах, где они учатся ездить под чутким руководством инструкторов.

Практические занятия проводятся в группах до 15 человек, «безлошадным» ученикам могут предоставить велосипед.

Для эстетов:

Начать свою «велосипедизацию» можно с... велоэкскурсии.

  • Вы находитесь под опекой и присмотром гида, который почти всегда является опытным велосипедистом и механиком.
  • На экскурсиях делаются остановки, во время которых вы не только узнаете что-то интересное о любимом городе, но еще и переведете дух.
  • За несколько часов перед вами предстанет целый калейдоскоп петербургских красот. Пешеход не обойдет их и за целые сутки, а любоваться в пробке городскими видами сквозь пыльное окно экскурсионного автобуса утомительно и грустно.
  • Велоэкскурсия дает возможность увидеть город в движении, объединить под одним смысловым началом разбросанные по разным районам здания и, отвлекаясь на виды, перестать бояться велосипеда, полюбить его.
  • Не обязательно иметь свой велосипед, ведь организаторы экскурсий почти всегда сотрудничают с велопрокатами. Если вы еще не определились с покупкой велосипеда, экскурсия станет пробой пера.

«За бугор»!

Почему бы не совершить первый велотур в соседку-Финляндию?! Она давно пересела на велосипед. Шоссе, дороги, улицы, парки — все затянуто белой паутинкой велосипедных дорожек, ездить на велосипеде здесь безопасно и комфортно. Новички, сомневающиеся в своих силах, могут обратиться в клуб «Велофин», устраивающий туры в близлежащие Иматру и Лапеенранту каждую неделю. Знакомство с велосипедом начнется только на границе, а будучи сдобренным барбекю и посещением аквапарка, оно пройдет увлекательно и безболезененно.

Опыт Максима Михайлова, организатора поездок «Велофин»:

Маршрут Светогорск — Иматра (по территории России группа едет на микроавтобусах — прим. VD) по плечу самому неподготовленному «новичку», который последний раз садился на велосипед в детстве и с трудом вспоминает, как держать равновесие.

  • Расстояние от границы до Иматры составляет всего 5–6 км или 25 минут спокойной езды.
  • Велодорожка начинается примерно через 1 км от границы. Автомобилисты в Финляндии очень дружелюбны по отношению к велосипедистам, стараются объехать их как можно дальше, иногда даже по встречной полосе. Происходит это еще и потому, что в такой «велосипедированной» стране как Финляндия финские автомобилисты почти всегда сами ездят до магазина или до бара на своем двухколесном друге.
  • На этом маршруте крайне мало мест, где может разгуляться встречный ветер.
  • До Иматры нет крутых подъемов и спусков.

Белый или голубой — выбирай себе любой!

Увидев бесхозно стоящий у автобусной остановки велосипед с характерной белой рамой и зелеными колесами или аккуратно пристегнутый, лазурно-синего окраса, вы можете смело сесть на такой и поехать по делам, а вам никто слова не скажет, ведь это freebike (фрибайк) — дословно, бесплатный (или свободный) велосипед.

Под таким жизнеутверждающим названием в нашем городе работает система общественных велосипедов, свободных от постоянного хозяина, которыми абсолютно бесплатно(!) может воспользоваться любой желающий. Для верности под рулем или седлом прикреплена специальная табличка, подтверждающая, что это «фрибайк», а на раму нанесена надпись «freebike».

Условия:

  1. Велосипед нельзя заносить в помещение
  2. На велосипеде нельзя выезжать из города
  3. Воспользовавшись велосипедом, следует оставить его на остановке общественного транспорта или в людном месте.

Нюанс: в городе действуют две системы (отсюда и два цвета), враждебные друг другу — они регулярно скрещивают шпаги в интернете. Важная для петербуржцев разница: синий велосипед имеет замок (код на замке «00000»), и организаторы просят пристегивать велосипеды после использования, в то время как белый велосипед замка не имеет, и его, напротив, просят ни в коем случае не пристегивать. Но суть в обоих случаях одна — велосипеды общественные и бесплатные.

Своя лепта: помочь доброму начинанию может каждый, у кого на антресолях завалялся старенький ненужный велосипед. Его всегда можно отвезти в мастерские, участвующие в проекте. Там ему подарят вторую жизнь: отремонтируют, перекрасят и выпустят в город служить людям.

Контакты: белые велосипеды — http://freebike.spb.ru, голубые велосипеды — http://vk.com/free_bike

Амстердам — город бесправных пешеходов

Личные впечатления корреспондента VashDosug.ru Кристины Хильми: «Пешеход на улицах Амстердама — ничто, велосипедисты его не уважают и никогда не пропускают — приходится ждать «просвета», чтоб перебежать дорогу. Как-то, пытаясь перейти улицу, наша компания оказалась в самой гуще велосипедов — кто-то на скорости говорил по телефону, кто-то попутно поправлял макияж, кто-то доделывал домашнюю работу, пристроив раскрытый учебник на руль, и никто нас не пропустил и даже в сторону нашу не посмотрел! В этом городе без велосипеда, как без паспорта))».