В поход по родному городу и его окрестностям в поисках знаменитых шутников и легендарных розыгрышей.

«Зри в корень!»

Адрес: Саблино, Саблинские пещеры, бывшая усадьба Пустынька.

Конечно, легендарный Козьма Прутков сам никого не разыгрывал и ни над кем не шутил. Во всем он был серьезен и философски глубок. Другое дело трое отцов-прародителей Пруткова — Алексей Константинович Толстой, граф и поэт по совместительству, и двое братьев Жемчужниковых, приходившихся Толстому сродни. Легенда, а теперь уже и факты свидетельствуют, что гениальная идея «породить» Козьму появилась у них именно в усадьбе Алексея Толстого — Пустыньке, от которой нынче остался участок парка да остатки фундамента. Зато отсюда можно прогуляться до Саблинских пещер. Шутка не шутка, а затея отличная. Путешествие под землю, «к корням» и сталактитам — это очень по-прутковски.

«Бди!»

Адрес: Васильевский остров, угол Среднего пр. и 19-й линии.

Именно здесь сенатор Михаил Николаевич Жемчужников снял для своих старших сыновей, Алексея и Николая, квартиру. Здесь собирался кружок молодых людей, о которых по городу ходило множество слухов и анекдотов. Потом именно этот кружок назвали «прутковским». Например,
рассказывали, что один из молодых людей-кружковцев ночью в мундире флигель-адъютанта объездил всех главных архитекторов города Санкт-Петербурга с приказанием явиться утром во дворец ввиду того, что Исаакиевский собор провалился. Архитекторы собрались в приемной императора — Николай Павлович был в ярости! Другие их шутки были не столь дерзкими и даже грубоватыми. Например, привязывали к звонкам куски ветчины, чтобы их дергали собаки, поднимая переполох в домах. Приезжали в немецкий театр с огромными словарями и отыскивали в них, громко шелестя страницами, перевод каждого слова, произносимого со сцены. Все это показалось безобразным бывшему тогда генерал-губернатором Суворову (внуку полководца). Он подошел спросить фамилии и обратился к адъютанту: «Запиши: Жемчужниковы и Толстой...» Жемчужников вежливо встал и осведомился о фамилии генерала, а потом обратился к Толстому: «Запиши: Суворов!..»

«Если хочешь быть красивым — поступи в гусары!»

Адрес: Кирочная ул., 43, Музей А. В. Суворова.

Надо сказать, что и сам великий полководец был превеликим забавником. Особенно усердствовал в присутствии знатных особ, даже монарших. Шутки его были сродни старинной русской традиции юродствовать, а посему иметь право на то, чтоб «истину царям с улыбкой говорить». Так, бывая на собраниях в Зимнем дворце, Суворов не скупился на насмешки и разные выходки. Однажды в Петербурге на балу часам к восьми вечера императрица изволила спросить Суворова: «Чем потчевать такого гостя дорогого?» «Благослови, царица, водочкой!» — отвечал Суворов. «Фи! Что скажут красавицы фрейлины, которые с вами будут говорить?» — поморщилась императрица. «Они, матушка, почувствуют, что с ними говорит солдат», — с улыбкой ответил Суворов.

«Не всё стриги, что растет!»

Адрес: Театральная пл., 8, квартира Никиты Всеволожского, общество «Зеленая лампа».

В этом доме в 20-е годы XIX века проводились заседания общества «Зеленая лампа», к которому принадлежал и Александр Сергеевич Пушкин (в общество входили также декабристы Сергей Петрович Трубецкой, Яков Николаевич Толстой, Федор Николаевич Глинка и Антон Антонович Дельвиг). Собрания общества проходили с весны 1819 года по осень 1820 года, дом принадлежал Никите Всеволодовичу Всеволожскому, он же был и основателем «Зеленой лампы». Актер П. А. Каратыгин рассказывал, что как-то проезжал мимо дома Всеволожского и увидел Никиту Всеволодовича сидящим на окне. Рядом с ним сидел еще кто-то с приплюснутым носом, большими губами и смуглым лицом мулата. Когда проезжавшие стали раскланиваться, «мулат» (это был, понятно, Александр Сергеевич Пушкин) снял с себя парик и стал им махать над головой. Просто Пушкин тогда переболел горячкой, побрил голову и носил парик.

«И устрица имеет врагов!»

Адрес: Дом Матюшина, Музей петербургского авангарда, ул. Профессора Попова, 10.

Выбрав местом встречи дом художника, где бывали многие футуристы и до сих пор хранится, например, печатная машинка, за которой трудились Маяковский и Хлебников, вспомним о нешуточных шутках русских футуристов. Так, после Февральской революции петербургские футуристы создали «Правительство Земного шара», и Велимир Хлебников от имени этого правительства отправил телеграммы Временному правительству с требованием отставки. А уж любовь к внешнему эпатажу общеизвестна: желтая кофта фата и розовый пиджак, морковка или деревянная ложка в петлице вместо гвоздики, а заодно хлесткие лозунги и плевки в публику со сцены... Не смешно? Зато навсегда запоминается.

«Нельзя объять необъятного!»

Адрес: ул. Маяковского, 11, квартира Даниила Хармса.

Последнюю квартиру одного из самых известных питерских любителей розыгрышей можно обнаружить по мемориальной доске. И сам Даниил Хармс, и другие ОБЭРИУТы обожали розыгрыши. Причем многие из них были совсем небезопасного характера. Например, Хармс мог объявить об «имеющем состояться вечере ОБЭРИУТов»... стоя на карнизе «Госиздата». Олейников и Шварц могли ползать по коридорам того же «Госиздата» на коленях, изображая... верблюдов. А во время делового разговора, например, об издании книги, Даниил Хармс мог невозмутимо, как фокусник, вынимать изо рта цветные шарики. Розыгрыши для себя и своих друзей он старательно придумывал и планировал. Вот запись в дневнике Хармса: «Играть за пивом в оловянных солдатиков. Подвязывать салфетки и кормить друг друга. Прийти в латах. Всем троим заикаться».

«Глядя на мир, нельзя не удивляться!»

Адрес: Вознесенский пр., 11, памятник Носу Майора Ковалева.

Всем шутникам, которые любят «водить за нос» кого бы то ни было, — нужно срочно посетить Нос Майора Ковалева. Кстати, памятникам забавным героям в Питере живется весело: они периодически отправляются «погулять». То Чижик улетит, то собака Гаврюша убежит, то Нос исчезнет. Сбежавший в 2002 году 100-килограммовый памятник Носу восстановили в 2003 году, а потом... нашли первый Нос в одной из парадных. Пришлось новый Нос пристроить на фасаде административного здания Музея городской скульптуры. Такие вот розыгрыши от господина Гоголя. Кстати, 1 апреля у самого смешливого писателя как раз день рождения.

«Если у тебя есть фонтан –– заткни его! Дай отдохнуть и фонтану!»

Адрес: ул. Марата, 36/38, кв. 120, Музей митьков.

Зная питерских митьков, нельзя не заметить, что именно они — прямые продолжатели дела Козьмы Пруткова. Для тех, кто знаком с их живописными творениями и книгами, принципы их жизни кажутся то ли вечным розыгрышем, то ли новой формой российского юродства. «Митьки никого не хотят победить!» — замечательный девиз для объединения всех чудаков и добряков. Но даже если вы не сочувствуете митьковской идеологии и не следуете всем постулатам «Евангелия от митьков», достаточно усвоить митьковский язык — и ощущение чудака и оригинала вам гарантировано. Одним словом — дык ёлы-палы дурилка картонная!

«На дне каждого сердца есть осадок»

Адрес: ул. Рубинштейна, 13, бывший Ленинградский рок-клуб.

Эпатажа, оригиналов, чудаков и невероятных в связи с этим событий знаменитому рок-клубу хватило с избытком за его историю. Так, в своей книге «Путешествие рок-дилетанта» Житинский вспоминает, что после того, как на интервью в «Рокси» в 1982 году Жора Ордановский, лидер «РОССИЯН», рассказал, что последний раз он был в парикмахерской 1 июня 1970 года, и в одном из журналов появилась статья «Джин из бутылки», узнавать Жору на улице стали не только поклонники и друзья. Самыми эпатажными были, конечно, рок-клубовские панки. Но об их «брутальных шутках» рассказывать при дамах как-то и неловко... как-никак группа называлась «Автоматические удовлетворители».