8, 9 и 10 ноября на сцене Театра марионеток им. Е.С. Деммени покажет свои спектакли Гродненский областной театр кукол (Республика Беларусь). Юные театралы увидят музыкальную сказку «Солнышко и снежные человечки» и кукольную комедию «Царевна-лягушка» - их поставили режиссер Олег Жюгжда и художник Лариса Микина-Прободяк, музыку написал композитор Виталий Леонов. Все эти имена известны петербуржцам, ведь «взрослые» гродненские спектакли они видели не раз в театре Балтийский дом, где и «Пиковая дама», и «Фауст. Сны», и «Чайка» становились событиями фестиваля «Встречи в России». На этот раз из Гродно приедут «детские».

Олег Олегович, на сцене Театра марионеток мы увидим ту сторону вашего творчества, о которой знаем не так уж много.

- Таково было условие этих гастролей. Поэтому мы привозим свое лучшее для детей.

Это логично, ведь дети - основная и преобладающая аудитория петербургского Театра марионеток. А репертуар Гродненского театра кукол кому адресован?

Естественно, и у нас больше спектаклей для детей. Из примерно 60 названий «взрослых» только 15.

То есть, Вы владеете подходом и к той, и к другой аудитории...

Мы стараемся.

И поэтому в Санкт-Петербурге покажете самую, что ни на есть «кукольную классику»?

Действительно, всем известную сказку «Солнышко и снежные человечки» ставили везде и всюду. В нашем репертуаре такой спектакль тоже есть. Он достаточно большой формы, и его сюжет разыгрывают молодые люди, которые встречаются зимой на катке. Этот образ навеяла песня «Балет сердец» в исполнении Эдит Пиаф (она звучит в спектакле), поэтому пришлось поставить артистов на ролики и получился «спектакль плюс фигурное катание».

Второй спектакль — «Царевна-лягушка» по пьесе Нины Гернет. У нас это мощный блокбастер в двух действиях, в котором много русских песен, и актеры исполняют их честно, «вживую». А для художественного решения мы с художником Ларисой Микиной взяли за основу мотивы городецкой росписи, городецкой игрушки. Планшетные куклы получились оригинальной конструкции: почти плоские. Артистам пришлось поработать с новой формой, поискать необычные выразительные ракурсы для таких кукол.

Судя по фотографиям, получилось яркое зрелище, изобретательное. И кукольного действия здесь много (что, честно говоря, не каждый раз случается в спектаклях нынешнего театра кукол).

Бывает и такое. Но как говорил мой учитель, «количество кукол в спектакле не определяет его кукольность».

Вы ведь учились у нас, на Моховой?

Процитировал я своего первого учителя, у которого учился в Минске, на актерском — Анатолия Александровича Лелявского. А на Моховой я получил уже режиссерский диплом, у Николая Петровича Наумова.

Вы прошли две очень сильные школы, признанные в нашей стране и во всем кукольном мире. А сами себя к какой причисляете?

В Питере я получил школу режиссуры — прежде всего, умение разобрать спектакль, прежде чем его ставить. А минская актерская школа — это о том, как живет кукла, насколько она может и должна быть отражением человека в спектакле. И то, и другое для меня очень важно и необходимо. Поэтому я считаю себя равноправным продуктом обеих школ, и минской, и ленинградской.

Беседовала Анна Константинова

октябрь 2019.

В 1980 году созданный театр возглавил молодой режиссёр Сергей Фёдорович Юркевич, выпускник Ленинградского института театра, музыки и кино им. Н.Черкасова (сейчас Санкт-Петербургская академия театрального искусства) и старейший художник белорусского театра кукол Леонид Михайлович Быков, который оформил более 100 спектаклей в разных театрах Беларуси.    

В 1986 году для театра кукол начался новый период. Он переехал в здание драматического театра, старейшее театральное здание Беларуси (заложено Гродненским старостой, графом Антонием Тизенгаузом около 1769 г.), расположенное в исторической части города.

Труппа сформировалась из дипломников Белорусского государственного театрально-художественного института, Ленинградского института театра музыки и кино и выпускников Гродненского училища культуры.    

В настоящее время театр возглавляют главный режиссёр Олег Олегович

Жюгжда и главный художник Лариса Анатольевна Микина-Прободяк.