13 марта в Театре марионеток им. Е. С. Деммени отметили 55-летие творческой деятельности народной артистки РФ Фаины Костиной. Фаину Ивановну поздравляют коллеги по цеху.

Андрей Князьков, актер Большого театра кукол

— С Фаиной Ивановной мы познакомились очень давно, на съемках телепередачи «Большой фестиваль». Я тогда был начинающим, а она — уже народной артисткой. Поэтому поначалу я даже побаивался, но… оказалось, что народные артисты тоже люди! Фаина Костина и Ричард Богуцкий отнеслись ко мне очень по-доброму: и помогли, и поддержали, и потом мы очень дружили, и прохохотали все десять лет, пока не закрылась передача!

У Фаины Ивановны я научился работать на полную, никогда не думая о том, сколько у тебя наград и есть ли они вообще! И до сих пор пытаюсь у нее научиться НЕ ВЗРОСЛЕТЬ (в самом хорошем смысле). Надеюсь, что у меня это хоть немножко, но получается.

С юбилеем вас, Фаина Ивановна! А все, что можно пожелать, — это только ТАК ДЕРЖАТЬ!

Ольга Федорова, актриса Театра марионеток им. Е. С. Деммени

— Я пришла в театр в 1996 году, и вот с тех пор знакома с Фаиной Ивановной. Уже лет восемнадцать. Что в ней больше всего впечатляет? Жизнелюбие, жизнерадостность и легкость необычайная. Когда я впервые пришла в театр, посмотрела спектакль «По щучьему велению», где Фаина Ивановна играла Емелю. Спектакль очень понравился, и мне надо было вводиться на роль Емели. Емеля у Фаины Ивановны был очень хорош.

Мне вообще очень повезло, ведь те, кто пришел в театр позже, уже не увидели Фаину Ивановну как многоплановую, много играющую актрису. А наше поколение, пришедшее в театр еще до 2000 года, застало и «Сказку о чудо-бабочке Химере и о небесном коне Пегасе», и «Винни-Пуха» (где она играла бабушку), и «По щучьему веленью», и «Чебурашку» даже! Сейчас она играет уже не так много. Осталась в «Гулливере», в «Цирке» и в «Мухе-Цокотухе». А раньше… У нее были очень хорошие, острохарактерные роли.

Дети — как только Емеля выходил — сразу начинали покатываться со смеху. И даже Флимнап, например… Мы играем с ней в дубль. Я выхожу, чихаю там или кашляю: зал — ноль эмоций. Как только играет Фаина Ивановна, смотрю — только она выходит, дети сразу смеются. Человек просто обладает талантом веселить детей. Это очень необычный дар, вроде бы она ничего такого не делает специально для этого, а получается очень смешно для всех.

Фаине Ивановне свойственны большое сценическое обаяние и большой сценический юмор. Сценические впечатления от этой актрисы для меня даже затмевают жизненные (хотя мы довольно много общаемся вне сцены, когда в театре готовим выставки).

На «Емеле» я все пыталась понять: почему зрителям смешно, когда играет Фаина Ивановна, и почему они на меня так не реагируют. Все ходила и ходила смотреть этот спектакль, и поняла, что Фаина Ивановна, во-первых, никуда не торопится. Она делала событие почти из каждого движения Емели. Вот он закидывает ведро в прорубь — шевелит там этим ведром — и все: «Ха-ха-ха». То есть вот этот момент: на сцене она получает большое удовольствие от того, что делает сама, и это видно. И Емеля, как и актриса, очень доволен собой. Полное впечатление тотального удовольствия. И дети, которые на него смотрят, тоже довольны. Это была просто всеобщая гармония. Свобода — да, наверное, это можно было назвать сценической свободой.

Наталия Лунева, директор Театра марионеток им. Е. С. Деммени

— История нашего сотрудничества и дружбы началась в 1977 году, когда я пришла сюда из звездного тогда Театра им. Ленсовета. Я еще ничего не знала о кукольном искусстве, но сразу поняла, что здесь звезда — Фаина Ивановна (и на каком-то из первых же мероприятий об этом сказала: «Вот наша Алиса Фрейндлих»). Она играла весь репертуар. Я знакомилась с кукольным искусством, ходила на спектакли. Фаина Ивановна играла блистательно и, главное, так легко… Сразу было понятно: очень одаренный человек. А талантливый человек талантлив во всем. И за те годы, которые мы работаем вместе, я узнала Фаину Ивановну и как актрису, и как педагога, и как человека.

То, что мы в последние годы «вытворяем» с коллекцией кукол — это, конечно, только с Фаиной Ивановной возможно. Она — часть истории театра, и без нее мы просто многого не узнали бы. Она нас до сих пор образовывает, информирует, делится своими оценками, всегда очень точными. Но не музейная реликвия, а активный человек. Она не просто энергична и полезна театру, без нее театр просто не смог бы сейчас обойтись.

Работа с коллекцией сейчас занимает самое большое место в деятельности Фаины Ивановны. Все эти выставки проходят и в театре, и на выезде. Это не просто подбор кукол, а еще и подача, дизайн, композиция. Фаине Ивановне можно задать любую тему — и она мгновенно приносит решение, почти режиссерское. Конечно, она в театре и наставник, и педагог. Молодежь к ней бегает советоваться. И Фаина Ивановна всегда открыта, у нее всегда находится время и ответы на все вопросы. Все, что она накопила за годы на сцене и в жизни, дает такой глубокий результат — настоящая спокойная мудрость. А вообще, она очень молодая… то, что мы сейчас готовимся к такому юбилею, — даже трудно соотнести с Фаиной Ивановной. Дай ей Бог здоровья!

Как человек, всю жизнь отдающий себя людям, театру, она о себе меньше всего думает. Но мы очень стараемся ее беречь.