С 4 по 8 марта в Петербурге гостит всемирно известный Театр марионеток Резо Габриадзе. Гастролеры представят премьеру — «Бриллиант Маршала де Фантье» и уже полюбившиеся публике спектакли «Рамона» и «Осень моей весны».

Есть люди, о которых даже как-то неудобно напоминать, кто они такие. Казалось бы, их знают все. Вот и персона Резо Габриадзе такая. Художник, сценарист, писатель, режиссер — его имя известно во всем мире. Это он сделал фигурку Чижика-Пыжика, что живет на Фонтанке. Это по его сценариям сняли более 30 фильмов, в том числе обожаемые всей страной «Не горюй!», «Чудаки», «Мимино» и «Кин-дза-дза». Это он придумал «Ларису Ивановну хочу!» и «Ку!». Это он неподражаемый мастер книжной графики, который оформил более 50 книг. Это он ставил спектакли совместно с театром Питера Брука. Это в его бродвейской постановке танцевал Михаил Барышников. Это он обладатель неимоверного количества театральных и не только театральных премий. В общем, перечислять заслуги и достижения Резо Габриадзе можно очень долго. Про таких людей говорят: «Талантлив во всем». И вот в ближайшие дни Петербург сможет насладиться его кукольными постановками для взрослых. На целых пять дней на Новой сцене Александринского театра поселятся марионетки, нежные, трогательные и иногда смешные.

Свой театр Габриадзе основал более 30 лет назад в Тбилиси. В репертуаре — лишь несколько постановок, за все эти годы на афише было не более шести наименований. Тем не менее и дома, и на гастролях грузинские марионетки собирают аншлаги: это тот редкий случай, когда в спектакли влюбляются и зрители, и критики. Может быть, дело в том, что над каждой постановкой Габриадзе работает по несколько лет. При этом старые спектакли режиссер никогда не «восстанавливает», а всегда «ставит заново», что делает их интересными даже для тех, кто уже их видел. Вот и премьерный «Бриллиант маршала де Фантье», который везут в Петербург, уже когда-то был в репертуаре тбилисских марионеток. Однако знатоки понимают, что увидят совершенно новую работу мастера. Про что же она? Ну, конечно же, про любовь!
В этой комедии положений с элементами буффонады необыкновенно лихой сюжет: старый грузинский генерал Вано Пантиашвили неожиданно узнает, что в Париже скончался его родственник, который завещал ему бриллиант размером с тыкву. Для получения такого щедрого подарка герой отправляется во Францию, где в жизни умудренного опытом Вано случается первая любовь. Что дальше?

А дальше — приключения, интриги и невероятные ситуации. Не будем, как принято сейчас говорить, «спойлить», а лишь намекнем, что в финале символом большой любви взовьется вверх кружевная Эйфелева башня. Да и что там башня: весь спектакль — своеобразная светлая ода любви и глупости, которую эта любовь порождает. Сам режиссер, говоря о новой постановке, напоминает: «Ведь в глупостях — вся сладость жизни и смысл ее». Особый шарм театра Габриадзе заключается в том, что все в нем сделано руками хозяина, который выступает в качестве драматурга, режиссера и художника по куклам одновременно. Разве что музыка, которая звучит в «Бриллианте маршала-де Фантье», принадлежит не Габриадзе: в спектакле используются мелодии замечательного композитора начала XX века Виктора Долидзе и народные грузинские песни. Особо стоит обратить внимание в звуковом ряде спектакля на то, что персонажи говорят голосами великих актеров театра Грузии, которых уже нет в живых: Эроси Манджгаладзе, Верико Анджапаридзе, Рамаза Чхиквадзе, Саломе Канчели. Кроме комедии про грузинского генерала, в эти гастроли петербуржцы смогут увидеть еще два спектакля Габриадзе: «Рамону» и «Осень моей весны». В них режиссер опять говорит со зрителем о любви, но совершенно в другом ключе. Лирически, философски и совершенно с неожиданных ракурсов. Например, Рамона — это вовсе не дама времен Средневековья, а паровозиха, у которой есть муж со столь же нетрадиционным для железнодорожного транспорта именем — Эрмон. В волшебном мире, который создает режиссер, и локомотивы умеют любить. Вот только у этой истории трагический конец.

Необычный финал и в «Осени моей весны». Да и что можно ожидать от постановки, главный герой которой — птичка по имени Боря Гадай. Он влюбляется в прекрасную Нинель, но не ждите хеппи-энда, как в сказке про Царевну-лягушку. На сцене вместо фольклорного тридевятого царства — вполне конкретный послевоенный грузинский городок Кутаиси, а Боря — вовсе не добрый самаритянин, помогающий найти потерянную стрелу, он хвастун, гуляка и пьяница. Но сердце у него большое.

К сожалению, в афише петербургских гастролей в этот раз отсутствует знаменитый спектакль Габриадзе «Сталинград». В этом плане москвичам, у которых театр гостил в феврале, повезло больше. Тем не менее возможность увидеть хотя бы три спектакля — это уже большое счастье, даже для тех, кто не пропустил прошлые гастроли тбилисских марионеток. Хоть содержание постановок не секрет для петербуржцев, но все-таки доподлинно неизвестно, что именно будет происходить на сцене. Ведь, как уже говорилось, спектакли Габриадзе постоянно меняются. Но всегда сохраняют особый тонкий юмор и неподражаемое очарование.

Великий английский театральный режиссер Питер Брук признавался, что не знает системы образов, равной по силе той, что создал Резо Габриадзе со своими марионетками. Писатель Андрей Битов утверждал, что Габриадзе «поражает искусством». Театральные критики и зрители многих стран отмечали, что постановки Габриадзе отличаются неповторимым звучанием, в котором сплетаются веселье, грусть и красота. Так ли это — проверьте сами. И, уж поверьте, вы не пожалеете.