Этой зимой в ТЮЗе им. А.А. Брянцева пройдет премьера спектакля «Рисунки на потолке». VashDosug.ru поговорил о премьере с режиссером спектакля, выпускником мастерской Льва Додина, Семеном Александровским.

Спектакль, как обещают создатели, рождается из воспоминаний артистов о собственном детстве. В основу его текста легли самые настоящие артефакты из прошлого: детские тетради, личные дневники, любимые книжки, фотографии. Постановка стирает грань между персонажем и артистом, его исполняющим. Авторы считают, что спектакль подскажет зрителю способы разобраться в себе, натолкнет на размышления о своей жизни и мире, который нас сегодня окружает.

— Семен, расскажите, пожалуйста, о спектакле. Как родился замысел постановки?

— Я искал тему для спектакля и думал над собственным детством, вспоминал, что мне нравилось, что произвело на меня когда-то сильное впечатление. И понял, что я очень мало помню себя ребенком. И мне захотелось сделать спектакль, основанный на воспоминаниях и документах из детства, не только моего, но всех участников постановки. Когда мне было лет пять, мама оставила меня на некоторое время дома одного, и чтобы я не скучал, поставила для меня пластинку, на которой было стихотворение «Рисунки на потолке». Скучать я не стал, я взял швабру и разрисовал потолок. Примечательно, что я эту историю не помню, а знаю со слов мамы. А мне очень интересно было бы вспомнить, что я при этом испытывал, как я это сделал, что нарисовал, в конце концов. Может быть, я в тот момент стал художником, а я этого не помню. Вернуться я туда не могу, но могу сейчас об этом думать и делать спектакль, что, в общем, тоже не плохо.

— Расскажите о процессе создания спектакля. Как проходят репетиции?

— Я всегда, когда есть возможность, отказываюсь от такой процедуры, как распределение ролей. Просто прошу артистов прийти на первую репетицию и рассказываю о том, над чем мне хотелось бы работать, предлагаю остаться тем, кто хочет. Кто-то не приходит на вторую репетицию, а с теми, кто приходит, мы продолжаем работать. Очень важно, чтоб это было свободное решение, только так можно честно вести диалог. Примерно в течение месяца, или чуть большего времени, мы просто встречались и разговаривали, рассказывали друг другу истории из детства, приносили рисунки, тетради, фотографии, делились размышлениями. В один момент мы много говорили об экологии, об ощущении, что мы стоим на пороге какой-то катастрофы. И это стало важной частью спектакля.

— Имеет ли этот спектакль отношение к технике вербатим?

— С самого начала было понятно, что делать спектакль в виде рассказа, в виде воспоминаний не имеет смысла, нужно искать форму. Необходимо этим опытом не просто поделиться, его нужно переосмыслить. Мне интересно работать с документом и, конечно, в нашей истории много документального. А техника вербатим — это, по существу, один из инструментов сбора документального материала, которым мы конечно тоже воспользовались. Но важно понимать, что вербатим — это просто инструмент, а не сама цель.

— Расскажите о композиторе Настасье Хрущевой. Почему именно ее вы пригласили написать музыку? Что это будет за музыка?

— В какой-то момент у нас на репетициях начали появляться школьные тетради за первый класс, прописи. Это такие тексты, по которым сразу захотелось сделать ораторию. Потом к ним добавились детские музыкальные инструменты, и стало очевидно, что нам нужен композитор. Я написал Александру Маноцкову, с которым уже ни раз советовался, и никогда об этом не пожалел. Так появилась Настя, о которой я знал, но не был с ней знаком. Спектакли в БДТ с Настиным участием я посмотрел уже позже. Но то, что было в сети, мне очень понравилось: и музыка, и то, как Настя говорит о музыке. У Насти есть произведение «медленно и неправильно» — это цитата из Венедикта Ерофеева («Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы человек был грустен и растерян»), а я с этой цитатой хожу уже много лет и часто ее повторяю. В общем, звезды сошлись.

— Чем спектакль может быть интересен зрителю? Для кого Вы его ставите?

— Иногда, во время репетиций, у нас возникает чувство, что происходит что-то очень настоящее. И мы работаем над тем, чтоб этого настоящего было много, и чтоб оно случалось постоянно, что, конечно, гарантировать очень сложно. И как можно сказать, кому мы это настоящее хотим адресовать? Да любому человеку. Абсолютно любому.

— А должен ли молодой режиссер, в данном случае вы, делать спектакли для молодых людей? Есть ли какая-то закономерность между возрастом режиссера, темами, которые его волнуют, и зрителями, которым интересны его спектакли?

— Человек должен что-то только себе, и что он должен, решать только ему самому. Все люди рождаются свободными и вправе сами решать, что со своей свободой делать. Конечно, есть какая-то зависимость от возраста, но есть и возможность от любой зависимости отказаться. Я могу найти общий язык с людьми очень разного возраста, а могу не найти этого языка с человеком, с которым раньше дружил и вместе рос, с моим ровесником. Я стараюсь, чтобы было действительно интересно в первую очередь мне и людям, с которыми я делаю спектакль. А если это интересно нам, то всегда есть вероятность, что это будет интересно еще кому-то.

— Это Ваш первый спектакль в ТЮЗе. Как Вам работа в этом театре?

— Сегодня все театры находятся в непростой ситуации, сокращаются бюджеты и необходимо больше зарабатывать, чтобы иметь возможность ставить новые спектакли. В ТЮЗе идет много постановок, и молодые артисты, бывает, играют по 30 и больше спектаклей в месяц. Это, конечно, тяжело. И при этом они еще приходят с утра ко мне на репетиции, которые длятся по 10 часов, если у нас есть возможность работать на сцене. Это вызывает огромное уважение.