Композитор Максим Леонидов в соавторстве с либреттистом Александром Шавриным и режиссером Марией Романовой создали в Театре им. Ленсовета мюзикл по известной сказке Сельмы Лагерлеф «Странствия Нильса». О том, что у них получилось в материале VashDosug.ru.

В спектакле, повествующем о мальчике, научившемся любить и различать добро и зло, звучит народная музыка, исполняемая на шведских народных инструментах: никельхарпе, сельефлете (Олюшка Бабич) и бузуки (Вадим Вайнштейн). Помимо этого все песни звучат под аккомпанемент оркестра (аранжировщик и руководитель оркестра — Алексей Густов). Живой звук и удивительная пластика, найденная балетмейстером Риммой Саркисян, активно вовлекают маленьких и взрослых зрителей в театральное действие. Динамичные танцы серых гусей, эдаких уличных хипхоперов, но не с грязных окраин, а из благородных семейств, точная птичья пластика, драйв, которым веет от этих смелых птиц, поражают талантливостью актерской игры и фантазией постановщиков. Гусям противопоставлены трусливые и жадные до серебра вороны, костюмы которых решены в рокерском стиле (художник по костюмам — Яна Глушанок). Эти модернизированные образы не раскалывают структуру сказки, а плотно помещают ее в сегодняшний день — театру удается озвучивать привычные библейские истины на современном языке. Все исполнители — недавно принятые в труппу театра Ленсовета выпускники курса Анны Алексахиной — полны энергией молодости. В мюзикле отсутствует интонация нравоучения — лишь методом проб и ошибок Нильс приходит к правильным решениям, проживает ситуацию умом и сердцем и самостоятельно оценивает случившееся с ним.

История о доброте, которой можно научиться в мире животных, перекликается с историей о Маугли. Мальчик Нильс (Сергей Волков), не испытывающий душевного тепла ни к родителям, ни к друзьям, ведет достаточно бесцельное существование, и из-за пустоты жизни тратит свою энергию на плохие поступки. Он стреляет из рогатки по животным, доставляет постоянные хлопоты родителям — причиняя боль окружающим и испытывая на себе их негатив, агрессивным образом проявляет свое «я». Но однажды все это заканчивается. Домовой (Римма Саркисян) превращает злого мальчика в гнома, и тот отправляется в путешествие с дикими гусями в Лапландию.

Превращенный в гнома, Нильс оказывается в положении слабого и зависимого — теперь все те, кого он обижал, могут отомстить ему. Мальчик понимает, что одинок, мал ростом, и никто ему не поможет. Но он не теряет присущего ему упорства и, сопротивляясь страху, идет навстречу трудностям. Домашний гусь Мартин (Александр Крымов), желая почувствовать вкус свободы, решает отправиться в путешествие вместе с дикими гусями. В ходе приключений гусь и мальчик становятся друзьями и не раз выручают друг друга из беды. Стая серых гусей, сначала не пожелавшая принять одного из представителей жестокого мира людей, вскоре соглашается это сделать — мальчик спасает гусыню Дунфин Пушинку (Лидия Шевченко) из лап лиса Смирре (София Никифорова). Вписавшись в стаю, Нильс впервые чувствует, что такое тепло близких и забота. Однажды он натыкается на дом, где жалобно мычит Корова (Галина Кочеткова), к которой давно не приходила хозяйка. Оказывается, что хозяйка умерла, вдали от своих близких, оставивших старушку-мать одну. Трогательная песня коровы о том, как родителям необходима поддержка детей, пробуждает спящие в мальчике чувства, и он хочет вернуться домой.

Но не только взрослым нужны дети, маленькие тоже нуждаются в родителях. Пастушка Оса (в исполнении Вероники Фаворской) бредет в поисках отца, ушедшего из дома. Стремление людей найти друг друга — прекрасная и тяжелая затея, говорящая о том, как трудно переносить одиночество. Так же оно тяжело для орла Горго (Максим Ханжов), в силу своего характера живущего в одиночестве, но иногда стремящегося вернуться в свой теплый, отчий дом. Вожак стаи Акка с Кебнекайзе (Тоня Сонина) некогда приютила его и научила быть настоящей птицей, благородной по своим повадкам. Поэтому нет разницы, кто ты — орел или человек — и в стае гусей можно научиться быть порядочным и честным, отважным и искренним, главное чувствовать, что тебя любят другие и самому любить в ответ.

Сценография Эмиля Капелюша дает возможность воочию увидеть, как Нильс странствует по Швеции. Эластичные канаты, натянутые вдоль и поперек сцены, превращаются в косяк стаи, и неразрывная связь гусей друг с другом позволяет понять, как тесны узы родства. Домовой предложит мальчику стать человеком страшной ценой — в обмен на жизнь его друга, гуся Мартина, и Нильс не сможет пойти на это, предпочитая лучше пожертвовать собой, чем предать близкого. Тяжелый выбор, который порой ложится не только на взрослые, но и на детские плечи, учит с малых лет быть верным своему слову и чувству, ценить близких и преодолевать свой эгоизм.