Может ли в опере детектив конкурировать с традиционной романтической love story? Можно ли события из недавнего прошлого превратить в материал для музыкального спектакля? Ответы узнаем скоро: 15 и 18 января испанский театр Арриага в рамках европейских гастролей представит на сцене Мариинки-2 оперу «Судья». В главной партии — Хосе Каррерас.

«Судья» (подзаголовок: «Потерянные дети») — современная опера. Ее создал австрийский тандем, не раз работавший вместе. Это композитор Кристиан Колоновиц и драматург Ангелика Месснер. Первоначально произведение было германоязычным, однако впоследствии либретто — в соответствии с тематикой и постановочными реалиями — перевели на испанский. Мировая премьера оперы состоялась в городе Бильбао (Страна Басков) в мае 2014 года. Затем лаконичный минималистский спектакль Эмилио Саги и Хавьера Уласиа был показан на фестивале в австрийском Эрле. Первым пунктом масштабного европейского турне «Судьи» в 2015 году значится Санкт-Петербург. Прокат оперы, существующей менее года, — значительное событие в культурной жизни не только города, но и всей страны. Русские театралы смогут в числе первых оценить качество партитуры и составить мнение о будущем оперного искусства.

Специально для петербургской премьеры в спектакль введены солисты мариинской труппы Станислав Леонтьев (в одной из ведущих партий Альберто), Андрей Спехов, Марина Марескина. Наши артисты выйдут на сцену наравне с испанцами из оригинальной постановки.

Сюжет оперы базируется на недавно обнародованных уголовных делах, относящихся к Испании 1960-х годов. Детей из диссидентских семей, несогласных с режимом генерала Франко, похищали и отдавали на перевоспитание в монастыри. Сотрудничество католической церкви с тоталитарной властью всколыхнуло сегодняшнее общество. Но так ли уж далека «новаторская» драматургическая схема «Судьи» от традиционных оперных шаблонов?

Музыкант Альберто Гарсиа разыскивает своего потерянного брата, о существовании которого мать рассказала ему на смертном одре. Все нити сходятся на монастыре и его настоятельнице как одной из виновниц преступления. Однако на страже архивов, которые могут соединить разлученных родственников, стоит судья Федерико Рибас. Авторитет клириков для него непререкаем — ведь он сам был воспитан в этом монастыре… Что будет дальше — понять нетрудно. Герои-антагонисты, которые в финале оказываются братьями — это основа «Трубадура» Джузеппе Верди. Шелковый платочек, найденный у младенца и помогающий узнать его происхождение — из «Женитьбы Фигаро» Моцарта, и, конечно, Бомарше. В разряд клише входит и финальная смерть героя-тенора, Альберто, на руках у возлюбленной.

В общем, историческая подоплека смело сочетается с оперной вампукой. Тем не менее, Колоновиц признается в автобиографичности некоторых мотивов оперы. «Это очень близкая для меня история, поскольку я учился в закрытой школе-интернате и представляю себе, каково это — расти в монастыре. Я сам через это прошел». Кстати, визуальное решение спектакля — решетчатые стены — дает образ не только католической исповедальни, но и монастыря-тюрьмы.
Карьера Колоновица — это бесконечный музыкальный crossover. Имея академическое образование, он много лет проработал в поп-индустрии. Как аранжировщик и дирижер сотрудничал с классическими коллективами — Венским симфоническим и Берлинским филармоническим оркестрами. Его творческий союз с Хосе Каррерасом начался в конце 1980-х, когда Колоновиц обрабатывал эстрадные композиции для концертов «Трех теноров». Свое оперное детище он, не без иронии, называет «смесью Вагнера и Верди», поскольку лейтмотивный принцип сочетается с номерной структурой музыкальной ткани. По мелодической и ритмической яркости «Судья» близок к традиционной испанской сарсуэле, но без сногсшибательных сольных арий, какие характерны для этого жанра.

Разумеется, главная приманка спектакля — участие в нем легендарного тенора. Он ушел с театральных подмостков девять лет назад. Публичные выступления Каррераса в эти годы осуществлялись в пользу фондов по борьбе с лейкемией. Победив недуг около 30 лет назад, певец сосредоточился на гуманитарной деятельности и помощи людям с тем же страшным диагнозом. Проект «Судья» создавался под Каррераса и знаменует его возвращение в оперу. Станет ли произведение репертуарным и конкурентоспособным без его участия — покажет время.

Прославленный певец немолод: он годится в отцы почти всем персонажам, включая его сценического брата и приемную мать, Аббатиссу. Да, в оперном театре к кастингу относятся гораздо лояльнее, чем в кино. Но проблема заключается не только во внешнем соответствии. Голос, к сожалению, также подчиняется физиологическим ритмам организма и имеет возраст. Исключения бывают — но редко. Трансляции благотворительных концертов, в которых принимает участие шестидесятивосьмилетний певец, обнадеживают. Однако петербуржцы, побывавшие на концерте Каррераса в БКЗ «Октябрьский» весной 2014 года, вряд ли будут настроены оптимистично. Всего за пару месяцев до премьеры «Судьи» нам продемонстрировали руины былого великолепия: неровный, срывающийся голос и катастрофические проблемы с высокими нотами. Уцелели технические навыки, среди них великолепная дикция, звучность голоса, правильная фокусировка звука. Но даже это не могло сгладить общего негативного впечатления.

Впрочем, скроенная под возможности исполнителя партия отличается от броских концертных хитов. Композитор ограничил диапазон персонажа, Федерико, средним регистром и предписал ему наиболее удобные для Хосе Каррераса мелодические формулы.

Тем, кто ностальгирует по оперным голосам 80-х, на «Судью» лучше не идти. Вы гарантированно не услышите суховатый элегантный тенор, завораживающий в старых записях. Идти обязательно — тем, кто хочет занести в свою зрительскую биографию спектакль с живой легендой современности. Возможно, вы откроете для себя другого Каррераса: не сладкоголосого страстного героя-любовника, а тонкого музыканта и мудрого, человечного актера.