19 декабря скончался Вадим Фиссон. VashDosug.ru публикует последнее интервью с выдающимся художником, режиссером и создателем театра «Комик-трест».

ВД: Мы виделись ровно год назад, здесь же, в вашем репетиционном помещении на Васильевском острове. Как в ремарках к пьесе: «Те же. Входит граф». Что у вас все-таки происходило в последние 365 дней?

Наталья Фиссон: Мы много ездили по разным странам. И заметили тенденцию: после нашего приезда объявляют закрытие всех культурных проектов с Петербургом. (Смеется.) Вот недавно выступали в Праге, и буквально в день нашего выступления, тем же вечером, в новостях сказали, что правительство Чехии подписало указ о приостановке всех культурных связей с Россией. Мы были последними, кто вышел на сцену от нашей страны в Чехии. Вадим Фиссон: То же самое у нас было в Италии, в Турине… Недавно были в Грузии, в Тбилиси… Там пока вроде тихо. (Оба смеются.) На самом деле, если без шуток, это очень приятно, когда надо ехать представлять отечественное искусство в Европу, когда нас замечают и зовут.

ВД: Получение государственного статуса на вас как-нибудь отразилось?

Вадим Фиссон: А мы его не получили пока. Все еще ждем.

Наталья Фиссон: Речь идет не столько о получении государственного статуса, сколько о вхождении в коалицию, где, помимо нас, будет еще несколько малых театров. Этого пока не случилось.

Вадим Фиссон: Думаем вот, что делать. Может быть название поменять? Мы поняли, что «Санкт-Петербургское театральное товарищество „Комик-трест“» — это не модное название. Мы не в тренде. Планируем стать «Санкт-Петербургским государственным академическим православным товариществом „Комик-трест“». Возможно, в этом залог нашего будущего успешного существования в родном городе.

ВД: А сколько спектаклей сейчас в репертуаре «Товарищества»?

Вадим Фиссон: У нас три спектакля, которые мы играем постоянно. Четвертый спектакль, «Спам для фюрера», будем возобновлять к концу этого года. Вдруг оказалось, что сегодня он гораздо актуальнее, даже чем в то время, когда мы его-делали. И на выпуске — премьера нового спектакля. Надеемся, к марту все получится, и он родится. Мы не часто выпускаем спектакли. Наверное, потому что нам очень нравится репетировать. (Смеется.) Мы хотим сделать спектакль в жанре кабаре. Но философского кабаре. Веселого кабаре сейчас быть не может. И вообще, эстрада сегодня несколько нивелировалась. Пришли совершенно непрофессиональные люди, и оригинальный жанр исчез. Нет ни фокусников, ни жонглеров…

ВД: В телевизоре много эстрады…

Вадим Фиссон: Да, например, есть программа, которая называется «Минута славы». Вот на эту минуту их, этих эстрадников, и выпускают. А нам бы хотелось хоть полтора часа на сцене продержаться. (Улыбается.) Мы вдруг оказались в роли каких-то мамонтов, которые помнят еще те стародавние времена… И хотят передать свое знание потомкам. (Смеется.) Для этого мы и сочиняем сейчас новый спектакль.

ВД: Название есть?

Наталья Фиссон: Пока рабочее. «Недетский новогодний утренник Первого января».

ВД: А играть премьеру вы будете в один из вечеров марта…

Вадим Фиссон: Да! Новый год — он должен быть всегда! Это единственный нормальный праздник из оставшихся. День рождения у каждого свой. А Новый год — он общий. Не православный, правда, но все равно хороший праздник. (Улыбается.) Он как раз подходит для того, чтобы поговорить о том, что нас всех сегодня, кроме пресловутых духовных скреп, может реально объединить. Это должно быть что-то настоящее. Как настоящие стеклянные елочные шары, которые радуют по-настоящему, в отличие от китайских пластиковых. Что получится, когда мы соберем все наши идеи воедино, пока не понятно. Но, думаю, будет весело.

ВД: Вы, как все артисты на свете, всегда работаете в Новый год?

Вадим Фиссон: Ну, кстати, не всегда. Но чаще всего да. Однажды нам позвонили накануне и сказали, что завтра, 31 декабря, в 10 часов утра мы должны явиться в Смольный и выступить перед чиновниками. Время было губернатора Владимира Яковлева. Он как раз уходил и хотел на прощание красиво поздравить коллег с Новым годом. Нас он до того видел на каком-то мероприятии, поэтому и позвал в Смольный. Позвали нас так, что невозможно было отказаться. (Смеется.)

Наталья Фиссон: В 7.30 утра 31 декабря мы разгружали свой небольшой, но весело разрисованный мини-вэн у Смольного. Выступали мы в том же историческом зале, где в свое время Ленин с трибуны вещал.

Вадим Фиссон: Можете себе представить, как человек, работающий в Смольном, будет смотреть 31 декабря в 10 часов утра новогоднее веселое представление?.. Скажу так: весело было только нам. Чиновники сидели с каменными лицами: они знали, что Яковлев уходит и смеяться уже не нужно. Хохотал только Яковлев. Больше ни одного радостного звука не тревожило исторические своды. Но когда Игорь (Игорь Сладкевич. — «ВД») в роли Старого Буратино вышел на ленинскую трибуну и сказал слова своей роли: «Руководство в театре меняется! К власти пришел я: Буратино Карлович Поленов. Карабас-Барабас смещен!» — перестал смеяться даже Яковлев. Выступление закончилось не сказать чтобы забавно. Нам сказали: «Ну, спасибо…» И мы поспешили убраться восвояси. В следующий раз мы оказались в Смольном очень нескоро: когда я получал звание заслуженного деятеля искусств, а Наташа (Наталья Фиссон. — «ВД») — звание заслуженной артистки России. А тот Новый год мы встретили как раз-таки дома.