В декабре зрителей ожидают балет «Ромео и Джульетта», поставленный на стыке классической и современной хореографии, «Золотой петушок» в режиссуре Анны Матисон и концертное исполнение оперы «Бэла», написание которой было приурочено композитором Леонидом Клиничевым к 200-летию Михаила Лермонтова.

Театр балета Леонида Якобсона, в силу обстоятельств, не может часто радовать зрителей премьерами — и тем более интересно, что в новом спектакле труппа решается на эксперимент: театр представляет на суд зрителя «режиссерский» спектакль «Ромео и Джульетта» и заявляет его не только как историю любви, но и как объект соперничества классической и современной хореографии.

Авторами балета на условиях равноправия выступили молодой хореограф Антон Пимонов (также солист Мариинского театра), чьи несколько одноактных балетов уже увидели свет на петербургских сценах в 2013—2014 гг., и Игорь Коняев, известный драматический режиссер, с 2009 года (дебют — «Русалка», опера А. Дворжака, Михайловский театр) работающий также и в музыкальном театре.

В качестве противоборствующих сторон по сюжету «Ромео и Джульетты» Коняева-Пимонова выступят две актерские династии, два театра — Montague Modern Dance Theatre и Capulet Classic Ballet Theatre. Однако, согласно идее хореографа Антона Пимонова, основой послужит классическая хореография, а контраст между техниками будет ощущаться в деталях: «Я не использую технику модерна буквально: лишь немного, штрихами, пластически отличаю ее от классической техники. Разница будет „считываться“ в утрированных позициях рук и в наклонах корпуса и головы…»

Режиссер спектакля Игорь Коняев, защищая свое право на переосмысление сюжета, объясняет: «То, что делаем мы, ни в коем случае не переделка! Мы не ломаем, а именно интерпретируем сюжет. Мы меняем все предлагаемые обстоятельства и основу той среды, в которой происходит главный конфликт, но сюжет остается таким, каким его придумал в пьесе драматург, и таким, каким его выразил в музыке композитор».

19, 20 декабря на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.


Вечно актуальную политическую сатиру — оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» — обещают поставить в Мариинском театре (Вторая сцена).

Последняя опера Римского-Корсакова, которую композитору поставленной на сцене увидеть было уже не суждено, является итогом также сказочного направления его оперных исканий. В «Петушке» сочетаются одновременно яркая, мастерская и во многом новаторская музыка и сказочный пушкинский сюжет, в котором, однако, легко распознаются аллюзии на современную композитору межреволюционную действительность и собственное отношение к ней довольно вольнодумного композитора.

Предыдущая постановка «Петушка» в Мариинском датировалась 2003 годом — и это был весьма неординарный спектакль (постановка парижского театра «Шатле»), в котором сочетались элементы японской и русской культур (режиссер — специалист по театру кабуки Энносюке Ичикава). Чего ожидать от новой постановки, пока неизвестно: театр информацию не раскрывает, но точно известен режиссер нового спектакля: оперу поставит молодая режиссер и сценарист Анна Матисон, уже работавшая с Мариинским театром (Матисон сняла фильмы-оперы «Левша», «Семен Котко», «Троянцы» и несколько фильмов, посвященных В. Гергиеву лично и Мариинскому театру), а для широкого и немузыкального зрителя известная по сотрудничеству с Евгением Гришковцом. 25—27 декабря, Мариинский-2.

Леонид Клиничев (р. 1938), автор оперы «Бэла», которую всего один день дадут в концертном исполнении в Мариинском театре, очевидно, находится как бы в тени своих ровесников — Родиона Щедрина, Сергея Слонимского, Альфреда Шнитке или, скажем, Бориса Тищенко. Клиничев, родившийся в местечке Старый Крым (кстати, любимом городке Александра Грина, Константина Паустовского, Юлии Друниной), учился в Ташкентской консерватории, а затем стажировался в Московской консерватории (класс С. Баласаняна — кстати, учителя таких крупнейших композиторов, как Н. Корндорф и Ю. Буцко), а затем связал свою личную и профессиональную жизнь с провинцией, переехав в Ростов-на-Дону (знаток советской музыки сразу вспомнит еще об одном крымчанине, предпочетшем провинцию столичной суете — Алемдаре Караманове). Перу Клиничева принадлежат оперы «Цыган» (по роману А. Калинина), «Драма на охоте», балет «Тихий Дон», пять симфоний, симфонические и камерные произведения.

«Бэла», написанная композитором на лермонтовский сюжет, как бы продолжает линию сценических произведений Клиничева, рисующих жизнь южной России. Написание «Бэлы» было приурочено к 200-летию Михаила Лермонтова. Исполнителями выступят солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, дирижер — Карен Дургарян.

6 декабря, Концертный зал Мариинского театра.