В сентябре выставка «Метафизическая голова» в Фонде Михаила Шемякина открылась перформансом, в основу которого легли теоретические сочинения Кандинского и Малевича. Автор постановки Павел Михайлов, актер театра «Практика», 31 октября представит еще один любопытный моноспектакль — «Brodsky. Retweet», на этот раз основанный на произведениях Иосифа Бродского. VashDosug.ru побеседовал с молодым артистом и узнал подробности.

— Ваш перформанс открывал выставку «Метафизическая голова» в Фонде Шемякина. Не часто за основу перформанса берут теоретические сочинения Кандинского и Малевича. Что это было?

— Иногда художники пишут не только картины, но и тексты. Каземир Малевич, Василий Кандинский не только создавали супрематические квадраты и композиции, но и рассуждали на тему искусства, на тему живописи, о ее роли в мире. Эти тексты нисколько не устарели за сто лет, и сейчас их рассуждения, на мой взгляд, так же актуальны. В этих текстах описано то, что происходит в голове художника, как он видит краску, как он воспринимает цвет, линию. Все это соотносится с выставкой «Метафизическая голова». Петербургским художникам, которые были на открытии, вроде понравилось. В перформансе я еще использовал краску — это была такая своеобразная встреча с настоящей фактурой.

— А какое было первое впечатление от прочтения текстов?

— Я был поражен, когда впервые их прочел. Не могу сейчас даже подобрать слова. Хармс говорил, что слово должно разбить окно. Тексты Малевича и Кандинского именно такие. И мне захотелось выплеснуть наружу это состояние творчества, те ощущения и эмоции. А при создании перформанса хотелось миновать словесную преграду между актером и зрителем, чтобы зритель воспринимал действие визуально и аудиально, а не событийно.

— При том, что вы задействованы в театре «Практика», вы играете несколько моноспектаклей в Петербурге. Почему возникает в них потребность?

— Я больше актер, чем режиссер. И мне очень сложно объяснить сейчас, чего я хочу. Но иногда мне хочется сделать что-то самому, а для этого сложно собрать людей на репетиции, еще сложнее собрать много людей. Гораздо проще сделать все самостоятельно. Кроме того, никому ничего объяснять не надо, просто берешь и делаешь. Это та же самая ситуация, когда поэт пишет стихотворение. Вот он пишет и это акт творчества. То же самое можно сказать про моноспектакль — ты берешь, делаешь и все. Так как ты хочешь, так как ты видишь, никому не нужно доказывать, что ты прав. Я просто это делаю, а потом зрители мне говорят прав я или нет.

— Вы работаете с Иваном Вырыпаевым, с Джулианом ди Капуа, с Русланом Маликовым — вам не достаточно выплеска в их спектаклях?

— Когда я работаю с режиссером, я воспринимаю его точку зрения, делаю то, что он меня просит, вкладываюсь в это. Но есть какая-то часть меня, которая не входит ни в работу с Джулиано, ни в работу с Вырыпаевым или с Русланом Маликовым. Поэтому я делаю отдельно моноспектакли. Для меня это свободное творчество.

— А что сейчас происходит в театре «Практика»?

— В октябре к юбилею театра «Практика» мы делали читку нового текста «Махамайя электроник девайсес» Ивана Вырыпаева. Это текст на сорок минут. Там девять актеров, которые поочередно читают вопросы в определенном темпе. В общем — мозги сворачиваются.

— Вернемся к перформансам, есть ли что-то в разработке?

— Сейчас у меня уже есть пять моноспектаклей: по текстам Кандинского и Малевича, по произведениям Бродского, Теллигена, Набокова и есть спектакль по сочинениям польских поэтов. Последний еще в разработке. Возможно, я его сделаю к 5 декабря и покажу опять же в Фонде Шемякина.

— Расскажите, как появился моноспектакль по Бродскому?

— В 2012 году я стал заниматься созданием музея Иосифа Бродского. Я долгое время не решался читать стихи Бродского публично, как актер. Но это все равно происходило на встречах с друзьями, где я стал замечать, что всем вроде даже нравится. Когда в моей жизни появился проект «С миру по нитке», организованный для музея Бродского, я решил, что все-таки нужно сделать спектакль по его стихам, пригласить людей и там же рассказать о самом проекте. Я очень переживал и для начала пригласил друзей и знакомых к себе домой, читал на кухне им стихи, где уже просматривалась форма предполагаемого спектакля. Мне сказали, что все хорошо, и тогда я сделал спектакль, который затем показал в Музее Достоевского. «Brodsky. Retweet» — это моя подборка стихотворений, которые выстроены в соответствии с сюжетом — начиная с рождения человека и заканчивая в запредельных творческих далях.

— Первые спектакли отличались от того, что можно увидеть сейчас?

— На несколько первых спектаклей я приносил с собой дверь. Я нашел ее где-то в подворотне, принес домой, раскрасил в синий и желтый и носил ее с собой в дни спектаклей. Это была дверь в космос. Можно продолжить перечислять метафоры — в мир поэта или в небытие. Но потом я отказался от этой идеи, потому что дверь была тяжелой.
В стихах Бродского много геометрии, да и в отношении цветовой палитры слов он совпадает с Кандинским. И, как мне кажется, они говорят о похожих эмоциях, только Бродский это выражает стихами, а Кандинский говорит через предметы на своих картинах. Теперь вместо двери в моем спектакле три плаката — на одном синий круг, на другом красный квадрат, на третьем желтый треугольник. Желтый — это юность, красный — возраст лет сорока, а синий — это уже просветление. «Вот про что напевал, пряча плавник, лихой небожитель, прощеного в профиль бледней греха».