Татьяна Ткач отметит юбилей 30 сентября бенефисом в Театре «На Литейном». Актрисе исполняется 70 лет. Подружка Фокса из фильма «Место встречи изменить нельзя», Люська Корсакова из «Бега» и исполнительница многих главных ролей в петербургских театрах рассказала VashDosug.ru о планах на день рождения, работе с Георгием Товстоноговым и своей «ужасной профессии».

О бенефисе

Обычно актеры хотят праздновать день рождения именно в театре, на работе. Ведь это наша основная жизнь. Я рада, что в день бенефиса будет спектакль «Семейный портрет». Всему нашему коллективу довелось встретиться с очень хорошим режиссером Александром Кузиным. Все его очень любят. Я выбрала «Семейный портрет», потому что это его первый спектакль. Он не очень масштабный, а мне как раз хочется камерности. Я вообще не люблю праздновать дни рождения. В этом году юбилей, его нельзя не отметить со своими близкими за кулисами.

О творческом пути

Я начинала актерскую жизнь в Харьковском драматическом театре с роли в «Миллионерше» Бернарда Шоу. В этом театре не было аншлагов, и вдруг у этого спектакля был успех. У меня возникло ощущение, что я состоявшаяся актриса. Потом я поехала в Ленинград и поступила в БДТ. Там молодых актрис в спектаклях занимали не часто. Дальше Александр Алов и Владимир Наумов пригласили на «Мосфильм» сниматься в «Беге». Это было большое счастье и большая удача. В Театре «На Литейном» я работаю с 1971 года. Здесь сыграно огромное количество ролей. Такого репертуара в городе ни у кого больше не было. Главным режиссером был Яков Хамармер. Мы могли похвастаться афишей: и Шекспир, и Олби, и Саган, и Уильямс. Конечно, не все мои мечты относительно карьеры сбылись, не все роли, о которых мечталось, сыграны. Хорошо, что у меня есть звание народной артистки России. Это приятно, потому что оценен мой труд.

О любимых режиссерах

Я поступила к Товстоногову как раз тогда, когда он выпускал «Мещан». Все репетиции на выпуске я смотрела. Это моя школа, багаж. Товстоногов мой учитель и путеводная звезда на всю жизнь. Тогда театр был на фантастическом уровне. У них были лучшие спектакли в Европе и даже, мне кажется, в мире. Люди занимали очередь за билетами, зимой разжигали костры, и отмечались. Так раньше отмечались в очереди за холодильниками, за машинами и за билетами в БДТ. Сколько раз Смоктуновский играл своего Мышкина, столько раз я смотрела «Идиота». Глаз было не оторвать! Это какая-то магия, гипноз! Причем он очень тихо разговаривал, весь зал не дышал. Товстоногов мне однажды сказал, что театр имеет больше возможностей, чем кино. Я говорю: «как это может быть?». Он ответил, что все дело в воздействии на человека. А спектакль — это такая хрупкая вещь: он и есть, и нет. Это дым. Практически ничего не фиксируется. Все ежесекундно. Он живет только в памяти тех, кто его видел.

Один из самых любимых моих режиссеров — Кама Гинкас, который ставил в Театре «На Литейном» «Царствие земное» Теннеси Уильямса. Это был удивительный спектакль, потрясающий. Когда однажды я прочла приказ, что он снимается с репертуара, у меня было такое ощущение, как будто я получила похоронку.

Еще я очень люблю Гришу Козлова. У нас в театре уже 17 лет с аншлагами идет его «Лес». Мы получили за него Государственную премию.

Мне очень приятно работать с Кузиным. Он интересно работает с молодыми! Он вообще не насилует актерскую природу! «Семейный портрет» получился чрезвычайно актуальным спектаклем. Он очень ко времени. В спектакле говорится о том, что дети не должны расплачиваться за ошибки родителей. Сейчас Кузин поставил в нашем театре спектакль «Поминальная молитва». Он пользуется успехом.

Об актерской профессии

Мне уже так много лет, но все равно я живу перспективой, надеждой на новые роли, потому что это приносит колоссальную радость. Когда спектакль хорошо проходит и хорошо принимается, я прихожу домой, и дочь мне говорит: «как ты хорошо выглядишь!». После удач ты светишься изнутри. Иногда этого ощущения нужности хватает на пару дней. Все актеры живут в ожидании звонка из кино, распределения ролей. Если это Артисты, конечно. Я считаю, что с этой профессией рождаются. Если ты идешь по другому пути, то удовольствия от жизни не получаешь. Страдаешь. Это закон.
Как правило, у нас с семьями бог знает что происходит. Ну как можно удержать семью, если мужчина не актер, а ты работаешь в театре? Да он тебя и не видит никогда! Все вечера у него свободны. Это какой-то ужас, а не профессия! Еще каждый раз волнуешься — получится или не получится. А в театре остаешься, потому что не можешь иначе. У нас профессия, которая затягивает так, что без нее уже невозможно жить.