4 августа спектаклем «Роден» Театр балета Бориса Эйфмана откроет свой 38-ой сезон. VashDosug.ru побывал на пресс-конференции, посвященной этому событию, и узнал подробности.

Тридцать восемь — число не юбилейное, но приближаясь к круглой дате, Борис Эйфман, видимо, все же чувствуя потребность подвести некий итог, начал пресс-конференцию с небольшого экскурса в истории своего театра. Он выделил в судьбе своего детища три периода. Первым балетмейстер назвал советский период (с 1977 по 1987), когда театр был востребован, но при этом постоянно сталкивался с цензурой, доказывал право на существование. Второй период — период перестройки (с 1987 по 1997), был ознаменован свободой и даже вседозволенностью, по словам Эйфмана. В новых исторических реалиях театр сталкивался с огромными экономическими проблемами. И третьим периодом хореограф назвал последнее пятнадцатилетие. Именно последний период Эйфман назвал временем расцвета своего театра: труппа постоянно гастролирует по миру, довольно часто выпускает премьеры, открыта собственная Академия танца, где хореограф занимается воспитанием артистов балета нового типа, и уже согласованы документы по строительству собственного театрального здания — Дворца танца.

Вопрос о собственном здании Театра балета Бориса Эйфмана обсуждался уже давно, но только сейчас появилась некоторая ясность. «С Дворцом Танца все очень сложно, — комментирует Борис Эйфман,— Я занимаюсь этим уже пятнадцать лет. Чего я только не перетерпел за это время. Сейчас ситуация изменилась, и планы обрели более конструктивный вид. Мы получили готовый проект, и оказалось, что нам для Дворца танца дали территорию большей площадью, чем это сначала предполагалось. И если раньше планировалось получить инвестиции от частных компаний, то сейчас наше здание будет значиться, как государственный объект культурного значения. Наш театр будет располагаться на территории, находящейся между проспектом Добролюбова и Малой Невой. Кроме Дворца танца там будет парк, выходящий на Неву. Уже есть постановление о финансировании. С осени дела, по-видимому, будут идти быстрее. Почему я так сдержан в комментариях — боюсь сглазить. А так все должно состояться. Более того, я очень рад, что мы поменяли изначальный голландский проект, поскольку он мне не нравился: это была современная архитектура. Все было красиво, но если не написать на этом здании театр балета, то, конечно, никто не догадается, что это театр. Это было больше похоже на вокзал или на банк, в общем — на что угодно, только не на театр. Я не люблю такие здания. В них есть что-то чужеродное. А наш сегодняшний проект, конечно, более консервативен по стилю, но, мне кажется, он представит наш театр более достойно и впишется в архитектуру города».

Поскольку пока своего помещения у Театра балета Б. Эйфмана не появилось, он традиционно откроет свой новый сезон на большой сцене Александринского театра. 4 и 5 августа покажут балет «Роден», 6 и 7 — балет «Реквием». Во второй половине месяца можно будет увидеть спектакли «Анна Каренина» (18 и 19 августа) и «По ту сторону греха» (20 августа).

Зимой 2015 года запланирована премьера балета «Ночь нежна» по одноименному роману Ф. С. Фицджеральда на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга. Сейчас идут интенсивные репетиции спектакля. Борис Эйфман так комментирует работу над этой постановкой: «Я некоторое время назад увлекся психоанализом Зигмунда Фрейда, и мне давно хотелось в стилистике балета раскрыть внутренний мир человека с его мыслями и фантазиями. В этом спектакле я, с одной стороны, хочу изобразить безумно красивый и энергичный век джаза (это 20-е годы прошлого века), а, с другой стороны, показать, что на фоне этого потрясающего карнавала жизни, происходит психологическая драма героев. Самое сложное в этой постановке: найти хореографическую пластику, адекватную внутреннему миру героев. Этим занимаемся практически только мы. В основном сегодня ставят абстрактные композиции или сюжетные балеты, где рассказывают простые, скорее даже примитивные, истории».

Кроме готовящейся премьеры у Театр балета Б. Эйфмана большие планы на ближайший год. К концу театрального сезона балетмейстер планирует возродить балет «Чайка» под новым названием — «Самоубийца». А в течение всего года труппа будет гастролировать в Москве, Минске, Италии, Польше, Чехии, Франции, Канаде и США. Поэтому, у кого есть желание посетить балеты Эйфмана, рекомендуется сделать это в агусте. Для тех, кто все же не сможет сходить на спектакли — в новом сезоне театр выпускает фильмы-балеты «Роден» и «По ту сторону греха».