8 и 9 сентября в Михайловском театре покажут сразу три одноактных балета Начо Дуато«Белую тьму», «Привал кавалерии» и «Класс-концерт». VashDosug.ru порассуждал об эстетической природе этих произведений.

Надо сказать, что решение написать все-таки эту запоздалую рецензию возникло у меня после того, как я обнаружила в осеннем балетном репертуаре Михайловского театра «Белую тьму» Начо Дуато в один вечер с одноактными «Привалом кавалерии» и «Класс-концертом». И почему-то болезненно-остро вспомнила свое чувство после майской премьеры «Белой тьмы», когда в один вечер были собраны три одноактные работы Начо Дуато.

Несмотря на то что все три балета созданы были хореографом в разное время и для разных трупп: «Без слов» — 1998 года для американского балета, «Прелюдия» — 2011-го для Михайловского театра и «Белая тьма» — 2001-го для испанской труппы, — они казались удивительным образом связаны в один сюжет, главным мотивом которого стало творческое кредо художника.

Один из ранних балетов Начо Дуато — «Без слов» — в самом названии несет идею, ставшую основной для Дуато на два десятилетия. Хореограф ставит бессюжетные спектакли, и для него в танце важен безукоризненно красивый рисунок, тонкое и умное сплетение хореографии и музыки, отточенность техники и ассоциативность зрительского восприятия. Здесь, конечно, можно говорить и об экзистенциальности хореографии (что, пожалуй, более свойственно Иржи Киллиану, влияние которого, несомненно, испытал Начо Дуато), и об «универсальности жизненного цикла», воплощенном в хореографическом подтексте этой работы. Но главное в этом балете, кажется, все-таки универсальность красоты рисунка — хореографии и музыки, связанных воедино. А «жизненный цикл» — это скорее то чувство удовольствия, которое мы испытываем от соприкосновении с прекрасным. Впрочем, в первую очередь этот эстетический катарсис испытывает сам Начо Дуато. «Без слов» — это жизнь и смерть как абсолютная красота, не нуждающаяся в мотивации или сюжетном пояснении.

Пожалуй, «Прелюдия», ставшая своеобразным подведением итогов «петербургского периода» Дуато (если, конечно, не считать его хореографических экспериментов с балетной классикой), отступает от главной идеи хореографии Дуато. Но с первой авторской постановки Дуато в Михайловском было очевидно, что влияние сюжетного русского балета на художника совершенно иных эстетических принципов слишком сильно. И надо сказать, что испанский хореограф многое терял, изменяя своей природе и покоряясь магии и колдовству русской школы. Усыпляющее колдовство, сродни сюжету «Спящей красавицы» — не случайно, наверное, так захотелось когда-то Дуато поставить именно этот балет в Михайловском. Впрочем, многое, наверное, хореограф и приобрел через встречу с русским балетом. Но это будет очевидно для него и для его поклонников, вероятно, позже. Балетная труппа Михайловского приобрела многое несомненно. А «Прелюдия» Дуато как хореографическая работа никогда не казалась мне целостной, оттого что в самом ее балетной сюжете заложена идея раздвоенности творческого сознания, драмы, кризиса и, если хотите, болезни творческого духа. И здесь, наверное, надо состояться в самой художественной русской ментальности, чтобы передать конфликт классического и новаторского в художественном единстве. По-моему, это блистательно удалось сделать в «Классической симфонии» Юрию Посохову. Потому что еще романтики знали: для того чтобы не сойти с ума от невозможности воплотить мечту в реальность, соединить, как говорил Пушкин, «коня и трепетную лань», нужна… всего лишь ирония. Это почувствовал и Прокофьев, автор «Классической», оказавшийся на сломе музыкальных эпох, это, вероятно, понял и Посохов, вышедший из классической русской балетной школы и связавший свою судьбу постановщика с труппами авангардного балета.

«Белая тьма» стала неожиданным логическим финалом и в то же время трагическим триумфом (что поделать, словесный оксюморон рождает ответный лексический парадокс) этого балетного вечера. Драма человеческого духа и тела, иллюзорное стремление обрести радость через забвение — это главная тема «Белой тьмы», которая появилась, как нам известно, как реквием, созданный хореографом в память о своей сестре, погибшей от передозировки. Кому как не хореографу знать, сколько ловушек спрятано в человеческом теле и как банальное стремление «расслабиться» пробуждает именно в нашем материальном «Я» агрессию, раздражение, злобную неудовлетворенность. Внутренний сюжет «Белой тьмы» просматривается необыкновенно ясно: героиню терзает одиночество и мучения духа, а попытка удовлетворить душевный голод простой «химией» пробуждает в теле демонов, которые рождают в теле не красоту движения, а лишь физические спазмы. Рисунок танца эстета Начо Дуато в этом балете порой напоминает телесные корчи героев «Капричос» Гойи или патологический ужас безысходности живописи Фрэнсиса Бэкона, о котором Дуато, кстати, и говорил в связи с балетом «Белая тьма». И здесь парадоксально встретился Дуато «бессюжетный» и «сюжетный» — острую социальную проблему он решил не через историю, рассказанную, что называется «в лоб», а через хореографический прием — рисунок танца, изломанный человеческим страданием.

Удивительное чувство, с которым я майским вечером покидала Михайловский театр, это нечастое в последние годы ощущение встречи с настоящим искусством — целостное, завершенное, катарсическое. Я ничего не написала об исполнительском искусстве? Но разве ощущение целостности не говорит о том, насколько адекватно исполнение было замыслу художника. И здесь талант михайловских звезд — Ирины Перрен и Марата Шемиунова — оказался удивительно полноценно востребован.

Собственно воспоминание об этом майском балетном вечере трех одноактных работ Начо Дуато и чувство благодарности этому хореографу и заставило меня удивиться, когда я увидела «Белую тьму» на афише в компании с бодрым «Привалом кавалерии» и театрально-ученическим «Танц-классом». Показалось, что такая программа рассчитана на зрителя, который должен и «удовольствию» получить, и о вечном подумать… Может, для того, кто «заказывает музыку» это и нормально, но правильно ли для хорошего опыта хорошего искусства? А всякий опыт, как и всякий катарсис, стоит переживаний, душевного труда и, может, даже боли…