Молодой, красивый, талантливый, музыкальный — у актера есть полный набор необходимых качеств, чтобы блистать на сцене. Что он успешно и делает. Но чтобы получить роль Чаплина в одноименном мюзикле Театра музыкальной комедии, Евгению Зайцеву пришлось еще научиться играть на скрипке, ходить по канату и кататься на роликах.

Фото: Владимир Постнов

— Когда я была на спектакле, видела, как тепло принимает его публика. В финале растроганные зрительницы доставали из сумочек носовые платки... А что для вас значит участие в этом проекте?

— В первую очередь это большая ответственность. Чтобы не получилось эдакой «легкой пародии», нужно было полностью погрузиться в материал: читать воспоминания, пересматривать фильмы... До «Чаплина» у меня были хорошие роли, интересные персонажи: Митя в «Силиконовой дуре» («www.Силиконовая дура.net». — «ВД»), Чичиков в «Мертвых душах», Шакал в «Кошке» (спектакли Свердловского театра музыкальной комедии. — «ВД»), но в этот раз предстояло сыграть не вымышленного героя, а реального человека, легендарную личность. Когда прошел кастинг и меня утвердили на роль, в какой-то момент мне даже стало страшно: справлюсь ли я?

— Кстати, в одном вашем интервью вы сказали, что любите кастинги. От актера такое не часто услышишь...

— Знаете, для меня кастинг и вообще актерская профессия — это постоянное преодоление себя. Если что-то получается — хорошо. Если нет — я становлюсь сильнее. И потом, на каждом кастинге ты встречаешься с талантливыми артистами и можешь у них чему-то научиться, что-то подглядеть, стащить... (Улыбается.)

— Когда на роль утверждают другого артиста, для вас это повод начать сомневаться в себе?

— Мне кажется, в нашем деле если ты перестал сомневаться в себе, можно ставить крест на профессии. Я всегда очень нервничаю и перед кастингом, и перед выходом на сцену. Но мне нравится бороться с собой. Это такой выброс адреналина!

— Конкуренция на кастинге к «Чаплину» была жесткая?

— Собралось очень много талантливых ребят — и акробатов, и замечательно поющих, танцующих артистов. В самом конце нас осталось четверо. Когда я сидел в зале и смотрел, как выступают мои партнеры, меня просто гордость распирала — настолько это было здорово!

— Мне кажется, вы очень позитивный человек и во всем ищете светлую сторону...

— Это правда. А как по-другому жить? Чаплин говорил, что смех — это вызов судьбе, мы смеемся, чтобы не сойти с ума.

— Вы прошли кастинг, вам улыбнулась удача. Это везение, случай? Какую роль они играют в вашей жизни?

— Я считаю, что мы сами творим свою судьбу, принимая какие-то решения и делая выбор, но важно не упустить шанс, который тебе дается. Вот, например, когда я работал в Театре музыкальной комедии в Екатеринбурге, мне очень хотелось перебраться в Москву. Но я никак не мог на это решиться. А три года назад наш театр поехал в Москву на фестиваль «Золотая маска», и там у меня выдался свободный день. Я этим воспользовался, чтобы сходить на кастинг в проект «Звуки музыки» компании «Стейдж Энтертейнмент», и... прошел. Меня пригласили в проект, и я остался в Москве.Что это — случай? Конечно! Но я им воспользовался.

— А как режиссер Уоррен Карлайл объяснил, почему он решил, что Чарли — это именно вы?

— Я несколько раз спрашивал его об этом. Мне хотелось разобраться, понять, почему я? В первый раз он сказал, что у меня «такие же большие и грустные глаза, как у Чаплина». (Улыбается.) А после премьеры, когда я снова подошел к нему с этим вопросом, сказал, что увидел во мне силу и страсть, имея в виду человеческий стержень, который должен быть у этого персонажа. Но мне неловко об этом говорить, получается, что я себя расхваливаю...

— Чему-то пришлось учиться специально для роли?

— Много чему! После кастинга режиссер спросил, играю ли я на скрипке. Так как в одном из спектаклей мне уже доводилось держать в руках этот инструмент и даже извлекать из него какие-то звуки, я уверенно ответил: «Да». Потом он спросил, умею ли я кататься на роликах. Я опять сказал: «Да», хотя никогда в жизни этого не делал, но я понял, что признаваться нельзя. (Смеется.) И еще он меня предупредил, что я должен научиться ходить по канату....

— Так на канате в спектакле были вы?! А зачем так рисковать? Не проще было позвать дублера?

— Это все Уоррен! Он режиссер-провокатор, в хорошем смысле слова. Постоянно меня испытывал на прочность! Например, моему герою в спектакле надо было бежать по крутящемуся столу. В первый же день репетиций Уоррен говорит: «Запрыгивай и беги!» и так меня раскрутил, словно готовил в космонавты. Я испугался, вылетел со стола. Он говорит: «Еще раз!» И гонял меня, пока я не преодолел свой страх.

— А канат как освоили?

— Я позвонил Эдгарду Запашному, объяснил ситуацию, и он разрешил мне тренироваться в Цирке на Вернадского. Ходить по канату меня учил заслуженный артист России Василий Пешков. Не могу сказать, что боюсь высоты, но когда впервые встал на канат и посмотрел вниз — было жутковато. Но 20 часов тренировок сделали свое дело. (Улыбается.) Ролики осваивал там же, в цирке. Женя Исаев, мастер своего дела, учил меня кататься на квадах. Мышцы болели, как будто я конькобежец. Но зато теперь я с удовольствием в хорошую погоду гоняю на роликах по Москве.

— Зрители в зале шептались, что внешне вы очень похожи на молодого Чаплина...

— А вы видели Астемира Апанасова (исполнитель роли Чарли в другом составе. — «ВД»)? Он тоже очень похож!

— И без всяких модных на телевидении силико-новых масок?

— Конечно. Просто обычный грим.


Из книги Чарли Чаплина «Моя биография»:

«Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортера мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моем костюме все было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счел меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики».


— Когда вы впервые попробовали изобразить знаменитую чаплин-скую походку с тросточкой?

— Когда готовился к кастингу. Это было одним из заданий. Главным зрителем была моя будущая жена. Она хореограф и очень помогла мне. А когда начались репетиции, мы работали над этим каждый день. Я пересмотрел все фильмы Чаплина — их у него больше восьмидесяти — и увидел, как со временем менялся его герой: от «комедий пощечин» до глубоких драматических ролей. Кстати, сам Чаплин говорил: «Если вы хотите узнать меня, смотрите мои фильмы».

— Какой факт его биографии вам особенно запомнился?

— У него была очень нелегкая жизнь: он был и разносчиком газет, и стеклодувом, и учителем танцев... Но всегда мечтал только о сцене. Его жизнь — это история человека, страстно любящего свое дело. Меня лично поразила его удивительная наблюдательность. Этому научила его мама, которая была профессиональной мимисткой. В детстве Чарли много болел, и она, чтобы его развлечь, придумала такую игру: они садились у окна, разглядывали прохожих и фантазировали: кто куда идет, о чем думает, чем занимается. Этому необходимо учиться каждому актеру.

— Меня поразила в спектакле сцена, в которой Чаплин выступает на антифашистском митинге. События последних месяцев сделали ее невероятно актуальной. Знаете, по залу как будто ток пробежал... Как вы считаете, художник имеет право, пользуясь своим авторитетом, доносить до зрителей, слушателей свою гражданскую позицию?

— Думаю, да. Чаплин называл войну безумием и, по сути, был единственным, кто открыто выступал против нее. За что в итоге и поплатился, был изгнан из страны. Мне кажется, похожая история происходит сейчас с Андреем Макаревичем: гуманист до мозга костей вдруг стал чуть ли не изгоем только за то, что высказал свою позицию. Я считаю, каждый имеет на это право.

— В интернете о вас пишут как об артисте мюзиклов. Это то, о чем вы мечтали? В перспективе кем себя видите?

— То, чем я сегодня занимаюсь, мне очень нравится. Я этим фанатею! Танцевать, петь, двигаться на сцене — это мое! Я начинаю готовиться к спектаклю за три часа до его начала: разминаюсь, растягиваюсь, повторяю текст, занимаюсь вокалом. Думаю, что в драматическом театре мне было бы... скучно. А вот кино меня очень волнует. И я активно работаю в этом направлении. Надеюсь, что все получится.