Пришла весна. Для петербургских театралов это традиционно означает, что пора искать на рекламных щитах афиши гастролей любимого московского театра «ЛЕНКОМ».

Благодаря деятельности театрального агентства «Царская ложа» и его генерального директора Нины Бови Петровой в марте на сцене ДК «Выборгский» состоятся большие двухнедельные гастроли театра «Ленком», посвященные 80-летию выдающегося российского режиссера Марка Анатольевича Захарова и 40-летию его служения на посту художественного руководителя театра. В гастрольной афише — четыре названия. В обязательную программу, которую с неизменным интересом ждут зрители (мне лично известны петербуржцы, которые в течение многих лет не пропускают НИ ОДНОГО представления этих спектаклей!), 18, 19, 20 и 21 марта вошла легенда театра (спектакль держится в отличной форме без малого 33 года!) рок-опера А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского «Юнона и Авось» (постановка Марка Захарова). Завершать гастроли 24 и 25 марта будет популярнейший спектакль с участием Инны Чуриковой, Александра Збруева и Андрея Соколова «Всё оплачено (Tout paye)» по знаменитой лирической комедии французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» (постановка Эльмо Нюганена). Думаю, и зрители, и участники спектакля с грустью вспомнят первого исполнителя роли мсье Амилькара в этом спектакле — великого «ленкомовца» Олега Янковского, которому 23 февраля исполнилось бы 70 лет. Петербург, к счастью, успел увидеть Олега Ивановича в роли главного героя, одинокого и потерявшего веру в жизнь человека, который за деньги нанимает людей, чтобы они изображали для него близких — старого друга, дочь и жену.

Два других спектакля гастрольной афиши петербургский зритель увидит впервые. Эти постановки во многом связаны и с культурой нашего города. 

Откроются гастроли 14, 15, 16 марта недавней премьерой театра — фантазией Марка Захарова по Аристофану и Чехову «Небесные странники». Сорежиссером постановки стал блистательный петербургский балетмейстер Сергей Грицай. Это причудливая театральная ироничная игра, которую ведут прекрасные артисты Александра Захарова, Александр Балуев, Виктор Раков, Сергей Степанченко, Иван Агапов и другие. Марк Захаров по-мичурински привил два рассказа Чехова («Хористка» и «Черный монах») к чеховской же замечательной «Попрыгунье», а потом скрестил полученный гибрид с пьесой Аристофана «Птицы», вольно разбавив оригинальные тексты произведений своими размышлениями об истинных и ложных ценностях, о роли искусства в жизни человека. Как Волшебник из «Обыкновенного чуда» Шварца, который хотел поговорить со своей женой о любви и затеял разыграть в жизни мудрую сказку о Медведе и Принцессе, Захаров хочет поговорить с нами о человеческом и нечеловеческом. О человеческом достоинстве, которое атакуется агрессивными и безжалостными «птицами» (в спектакле это скорее демонические существа, насмешливые и безжалостные, их хищная, озорная хичкоковская «стая» великолепно представлена именно благодаря виртуозной работе балетмейстера Сергея Грицая). И о людях, слабых и растерянных, которые все-таки могут сохранить свою душу. Не дать ее заклевать. Доктор Дымов (Александр Балуев) в свихнувшемся мире — единственный нормальный. Артист очень давно не имел такой глубокой, пронзительной работы на сцене, ведь в кино в последнее время он играет исключительно сильных и волевых мужчин. А здесь предстал и нежным, и усталым, и растерянным, и беззаветно любящим. Рядом с ним Александра Захарова в роли Ольги Ивановны (той самой Попрыгуньи) создает трогательный этюд о несчастной дамочке, которая отчаянно тянется к «прекрасному», не замечая, что вокруг нее — всего лишь богемное шутовство. Она щебечет, чистит «перышки», желает кружиться в вихре небывалых возвышенных ощущений — и ради мишуры предает своего мужа, единственную ценность и опору в безумном мире. Нужно сказать, что искры иронии и юмора никогда не покидают Марка Захарова, — в «Небесных странниках», при всей печали этого сочинения (все-таки в основе — Чехов), есть немало забавного.

22, 23 марта впервые мы с вами увидим и спектакль «Пять вечеров» по великой пьесе нашего земляка Александра Володина, а поставил его известный петербургский режиссер Андрей Прикотенко. Главные роли играют Андрей Соколов и Олеся Железняк. В памяти петербургских театралов «записан» легендарный спектакль Георгия Товстоногова в БДТ с Зинаидой Шарко и Ефимом Копеляном в главных ролях, все мы любим и фильм Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным. Есть «Пять вечеров» и в нашем городе — в Молодежном театре, а каждый февраль на Володинском фестивале мы обязательно видим эту историю в изложении других российских театров. Тем интереснее будет сравнить свои зрительские впечатления с вариантом театра «Ленком».