Спектакли Дмитрия Волкострелова (трехкратного лауреата театральной премии «Прорыв») всегда вызывают противоречивые мнения среди критиков и зрителей. Вот и «Лекция о ничто» по одноименному произведению Джона Кейджа стала настоящим яблоком раздора для театралов. Неудивительно, что обсуждение этой постановки началось еще до ее премьеры.

«Лекция о ничто» демонстрируется для узкого круга из двенадцати зрителей. Попасть в их число можно было только по предварительной записи (билеты на спектакль начали продавать только спустя несколько премьерных показов). И, так как спектакли Дмитрия Волкострелова в силу необычной формы иногда с трудом поддаются рецензированию, VashDosug.ru решил спросить тех, кто уже побывал на «Лекции о ничто», что по их мнению должен знать человек, прежде чем станет одним из двенадцати избранных зрителей.


Юлия Люстарнова, фотограф

Ничто. Ничто не должен. И знать тоже.


Илья Дель, актер

Зритель должен знать, что им вовсе не надо наряжаться, их все равно никто не увидит. Мне сложно что-то сказать про этот спектакль... По-моему, это «терапевтический» театр: пришел, отмедитировал и ушел. Но стало как будто лучше на душе, настроение поднялось.


Анна Патракова, историк

Ох, это очень сложный вопрос... С одной стороны, мне казалось, что нужно максимально подготовиться. Я много смотрела спектаклей Дмитрия Волкострелова, знала, кто такой Джон Кейдж, прочитала его «Лекцию» до спектакля. С другой стороны, вместе со мной на спектакле был молодой человек, который не знал даже, куда мы идем. Это был мой подарок ему на день рождения. И впечатления от спектакля у нас были разные: от скрытого ликования у меня до сдержанного приятия у него. Поэтому, мне кажется, главное, что должно быть у зрителя этого спектакля — готовность, открытость ко всему новому и неожиданному. Позволить и себе и другим быть максимально свободным в театральном, зачастую узком, пространстве. Зритель должен быть не «зашоренным».


Анна Степанова, критик

Этот спектакль нужен тому, кто готов ощутить в театре собственное одиночество и отважиться попасть в зазор между словами и звуками. Сидеть перед белой занавеской и думать вслед за словами о потрясающем НИЧТО, произнесенными невидимыми людьми — это острое и пряное интеллектуальное развлечение для тех, кому наскучил суетный бытоподобный театр.


Илья Тарасов, студент

«Лекция о ничто» — это в своем роде медитация. Зная, что Кейдж построил свою лекцию по музыкальным законам, в первые минуты я пытался уловить эту мелодию текста, смысловую, пунктуационную, интонационную. Далее интересно было сосредоточиться на своих ощущениях, насколько внимание к происходящему в кубе зависело от смены акцентов света. Потом текст лекции стал скорее фоновым, и было интересно следить за ассоциативностью возникающего потока своих мыслей, не связанных со спектаклем, но проявляющихся из него.

Когда мы идем в театр, мы, прежде всего, идем смотреть то, что нам собираются показать. На мой взгляд, «Лекция о ничто» — это спектакль, на котором мы имеем возможность понаблюдать самих себя.


Татьяна Иванова, журналист

На сайте театра и в программках-открытках, которые ребята заботливо подготовили к спектаклю, информации достаточно. А дальше, как говорит сам Волкострелов, зритель должен довериться режиссёру и согласиться проделать вместе с ним некоторую работу. Если со стороны смотрящего нет сопротивления, то нет и непонимания. А если после спектакля всё же остались белые пятна — прекрасно, это отличный стимул узнать больше про музыку и философию Кейджа. Современный театр, как математика: во-первых, это красиво, как хорошее уравнение, во-вторых, это радость от умственной деятельности, щекотка мозгов. Главное — не упрямиться и не злиться, агрессия еще никому не помогала.