Идея спектакля «Реквием», премьера которого состоится в торжественный и траурный для нашего города день, появилась у хореографа еще в 90-е годы. О том, как складывался спектакль, главной темой которого станет победа жизни над смертью, рассказал «ВД» сам .

— Борис Яковлевич, ваш предыдущий спектакль, «По ту сторону греха», поставлен по роману «Братья Карамазовы» Достоевского, теперь – балет по ахматовскому «Реквиему», премьеру которого вы посвящаете 70-летию снятия блокады. Репрессии, война, блокада… Вы вновь обращаетесь к очень тяжелому во всех смыслах материалу. Не устали от такой ответственности?

— Можно ли устать от собственной природы, от своего «Я»?.. Действительно, герои моих балетов и темы спектаклей не ассоциируются с весельем и легкостью. Но такова моя творческая натура. Я не занимаюсь тем, что сижу и намеренно отбираю мрачные и трагические сюжеты. Если бы я не чувствовал сильнейшего внутреннего позыва обратиться к музыке Моцарта, Шостаковича, к поэме Ахматовой, — спектакль «Реквием» не появился бы.

Невозможно насильно заставить себя сочинять хореографию. Хотя я знаю молодых коллег, которые работают по заказу и ради денег. Но это не мое. Новый балет — свидетельство нашего бесконечного уважения и сострадания ко всем тем, кто прошел через страшные годы лишений и испытаний. Премьера «Реквиема» пройдет 27 января – в день 70-летия освобождения Ленинграда от блокады. Для нашего театра огромная честь участвовать в этом священном празднике, выступая перед ветеранами, защитниками и жителями блокадного города, которых мы пригласили на спектакль. И если говорить об ответственности, то я ощущаю ее, прежде всего, по отношению к этим людям. К тем, кому все мы обязаны своим настоящим и будущим. Очень благодарен Александринскому театру и лично Валерию Фокину, а также оркестру «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, ставшими наряду с нашим театром инициаторами такой социально-культурной акции.

— Спектакли пройдут и в феврале. Вы не боитесь, что зрителя (в особенности – людей молодого возраста) отпугнет тяжелая тема спектакля?

— Если подстраиваться под вкусы публики, то... потеряешь ее любовь. Зритель чутко улавливает неискренность художника. Изменишь собственным принципам, наступишь самому себе на горло – это будет видно всем. Не надо бояться того, что кто-то не захочет посмотреть твой спектакль. Думать надо о том, хватит ли творческих сил и внутренней решимости воплотить все задуманное. Балет «Реквием» не соткан исключительно из безграничной скорби. Этот спектакль наполнен чувством любви к жизни, радостным осознанием бесконечности бытия. В нем есть свет, есть надежда.

— Как возникла идея соединить моцартовский «Реквием» и «Реквием» ахматовский?

— Все творческие идеи возникают как вспышки, озарения. Никакой рассудочности в этом процессе быть не может. В далеком 1991-м я поставил на музыку моцартовского «Реквиема» одноактный балет. В истории нашего театра это был первый спектакль, появившийся в условиях новой России. Мы с успехом показывали балет по всему миру. Затем он сошел со сцены. Когда я решил возродить этот спектакль, то родилась идея соединить в одном сценическом произведении два «Реквиема» — музыкальный и поэтический. Надеюсь, нам удался такой художественный и духовный синтез.

— Впервые после значительного перерыва ваша труппа выступит в сопровождении оркестра. Соскучился ваш коллектив по живому музыкальному сопровождению?

— Искренне считаю, что диск с записью эталонного исполнения музыки всегда лучше живого, но скверного звучания оркестра. Но это ни в коей мере не касается работы с подлинными профессионалами. И выступление совместно с таким замечательным коллективом, как «Виртуозы Москвы», — радостное и знаковое событие для нашей труппы. Рассчитываю, что это сотрудничество придаст особый настрой нашим танцовщикам.

— Вы неоднократно говорили в своих интервью: «Стремлюсь к тому, чтобы каждый мой последующий спектакль в каком-то смысле был антитезой предыдущей работе». В чем же, на ваш взгляд, кардинальное отличие балета «Реквием» от балетов «Роден» и «По ту сторону греха»?

— В «Реквиеме» мы обращаемся к тем страницам истории страны, память о которых жива в наших соотечественниках. Ведь рядом с нами еще есть те, кто своими глазами видел описанные Ахматовой очереди под тюремными стенами. Это живая, неотступающая боль. Ставя спектакль о судьбе Родена или перенося на сцену роман Достоевского, я решал задачи, главным образом, творческие. «Реквием» же стал не только художественным и философским, но и гражданским высказыванием.

— «Реквием» – масштабный и сложный проект: вместе с вами выступает оркестр Спивакова, хор «Мастера хорового пения». А какой вам видится гастрольная судьба спектакля?

— Мне очень хотелось бы, чтобы «Реквием» увидело как можно больше российских и зарубежных зрителей. Мы планируем показать новый балет в Москве, других городах. Очень важно, что спектакль на такую тему появился именно сегодня, в эпоху безграничного равнодушия и остервенелого цинизма. Мы остаемся людьми до тех пор, пока в нас живо чувство сострадания.