В начале прошлого века многие театральные режиссеры пытались реконструировать в театре средневековый стиль. Что у них получилось сказать сейчас трудно, однако Средневековье до сих пор будоражит фантазию современных художников, заставляя их обращаться к сюжетам тех далеких времен. Яркий пример такого обращения — премьерный спектакль «Тристан и Изольда», поставленный режиссером Женей Глюкк и труппой ее театра «ВАМПУКА». VashDosug.ru поговорил с режиссером постановки и выяснил, что же собой представляет новый спектакль.

Фото: Андрей Гайдабура

— Женя, ваши спектакли являются отражением сегодняшнего синтетического искусства, где, скажем, на сцене мы можем видеть соединение театра кукол и живого музыкального концерта. Поэтому ваше обращение к средневековому жанру кажется странным и довольно-таки смелым...

— Мне кажется, как раз логично, потому что у нас театр с куклами, актерами и музыкантами. А кукла — это древнее искусство. И в Средние века они были особенно интересны зрителям. Если мы посмотрим картины того времени (их не так много, но они есть), мы обнаруживаем, что там все немного кукольное, масочное. И люди того времени изображались тоже немножечко в таком стиле.

У нас, впрочем, именно такого не будет. Мы не пытались следовать за внешними изобразительными эффектами и не пытались воспроизвести платья той эпохи. Джинсы и плащи соединяются вполне хорошо. У нас все-таки условный жанр. Но элементы готического стиля в спектакле присутствуют. Этот стиль проявляется в куклах, в декорациях, и в музыке, она у нас фолк-роковая.Актеры Максим Фролов, Дмитрий Мельшин обыгрывают куклу и предмет достаточно подробно, и могут превратить маску и в лодочку, и в кинжал, а музыканты Юлия Терехова, Алексей Смирнов, Александр Смирнов, Алексей Зубарев и Илья Карташов очень тонко чувствуют форму спектакля, звучит все прозрачно и нежно. Кстати, Средние века я очень люблю. Когда я была еще совсем маленькой, я читала все про королевские династии того времени. Мне было это очень интересно, и я была в это погружена.

— Насколько при постановке спектакля вы отталкивались от средневековых произведений?

— Когда я начала работать над спектаклем, я взяла произведение Жозефа Бедье. И именно оттуда я брала наши тексты. Немножко расскажу, как сделан наш спектакль. Под музыку Сергея Пучкова, автора всех песен, у нас идет видеоряд, такая ткань художественных образов. Между песнями есть текстовые вставки, которые подчеркивают сюжетную линию. И зритель потом, благодаря тому, что спектакль таков, находит, как мне кажется, что-то лично для себя. Я поясню, что имею ввиду. Допустим, вы знаете, что сейчас мы войдем в комнату, и там внутри будут три волшебника. Вы заходите в комнату: там простые люди. И мы ждем чудес. Чудеса начинают происходить. И оказывается, что один из волшебников ты. Это такая своеобразная игра с сознанием. И, кстати, в Средневековье такие игры имели место. У нас очень насыщенный проекционный видеоряд, он делался в Дании Денисом и Ингой Садовскими, монтировался там же и ими же. Денис рассказывал, что для некоторых кадров нужно было проехать по одному мосту, только там был нужный вид. А остальное снималось со старинного парусника, который Денис же и вывел в море. Это не шутка. Мы вообще очень долго готовили этот спектакль. И он абсолютно в стиле нашего театра, потому что он синтетический. Здесь слово синтетический от слова «синтез», а не слова«синтетика». Я этот спектакль очень люблю. А люди, которые зрители, говорят, что спектакль очень красивый.

Сцена из спектакля

— Вы сейчас будете играть свой спектакль в помещении Церкви Яани Кирик, и это не может не создавать дополнительный антураж в вашей постановке.

— Вообще я поехала в Яани Кири договариться, чтобы мы сыграли спектакль именно там, потому что меня привлекла архитектура зала. Он абсолютно для нас. Я даже думаю, не слишком ли он для нас... Нам даже не надо ставить декорации, посколько эти сводчатые потолки подходят нам по стилю. И мы как раз искали такое место. Там очень красиво. Плюс ко всему, там постоянно устриваются музыкальные концерты, и, кроме красивого интерьера там есть оборудование, свет, звук, проекция, а это все нам очень нужно. Поэтому нам остается лишь вписаться в эту структуру и рассказать свою сказку о любви, которая была во все времена, и сейчас она тоже есть...

— Однако теперь не так как в Средние века...

— Да, но можно говорить о разных ее проявлениях. К примеру, о несчастной, но при этом разделенной любви. «Тристан и Изольда» это как раз то произведение, которое стало выражением квинтэссенции любви. Оно начертало определенный вектор любви. И это оттуда, из Средних веков, тема любовного напитка... У нас получается, что если человек любит, он должен немножечко пострадать. Это так, хотя это не так. Должна быть гармония и счастье. Мы в конце спектакля немножечко иронизируем, делая сценку «стой и пой». Мы рассказываем эту сказку, и мы в нее погружаемся, но отстранение тоже есть. Иначе получилось бы пафосно и поверхностно.

— Есть стереотип, что театр кукол предназначен для детей. А здесь вы акцентируете, что спектакль все-таки для взрослой публики.

— Я не согласна с этим стереотипом. Театр кукол многообразен. У нас в спектакле нет таких кукол, которые бы выглядели по-детски. Я бы даже сказала, что далеко не все куклы из этого спектакля могут работать для детей.

То есть маски могут, наверное, но только в каком-то нашем же концертном шоу- кусочков из спектакля в том числе, и только для подростков. Маленьким детям в детском саду я бы эти маски не показывала. Не том смысле, что они страшные, а в том, что они сделаны для взрослого спектакля (художник Наталья Бельтюкова) Мера условности эта. Хотя опять-таки кукла Бражьены представляет у нас в спектакле шутиху — своеобразного Арлекина в женском обличии, и она же Судьба наших героев, от которой зависит ни больше, ни меньше, как их любовь и их счастье. Бражьена, конечно, может придти и к детям (если мы говорим о том, могут ли куклы из этого спектакля существовать отдельно от него, как бывает в театре «ВАМПУКА», поскольку мы концертная труппа), но все же спектакль этот для взрослых, и Бражьене больше нравится работать для взрослой публики.