С 10 по 20 ноября в театре «За Чёрной речкой» пройдёт IV Международный театральный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «АrtОкраина». О том, какие события ожидают зрителей и участников этого театрального праздника, рассказал корреспонденту VashDosug.ru художественный руководитель фестиваля .

— В чем основная идея фестиваля?

– Мы считаем, что камерное театральное искусство заслуживает широкого внимания и ещё более широкого признания театральной общественности. Наш крошечный театр «За Чёрной речкой» замахнулся на международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм. Фестиваль проходит 10 дней. В этом году в нём примут участие 9 театров из 7 стран: России, Грузии, США, Германии, Словении, Польши и Швеции. Мы стремимся расширять географию, тут есть не только творческие, но и житейские интересы: после фестивалей мы получаем приглашения приехать с гастролями в разные города и страны, чтобы как можно больше зрителей увидело наши спектакли.  

– Кто может прислать вам заявку? Это должен быть профессиональный театр?

– Мы приглашаем только профессиональные театры. Каждый год приходит более ста заявок, мы тратим почти полтора месяца на то, чтобы выбрать лучшие спектакли.

– Принимает ли участие в конкурсе ваш театр «За Чёрной речкой»?

– Мы совершили такой опыт в прошлом году со спектаклем «Уроки любви» по Овидию. В результате три наши артистки получили приз за лучшую женскую роль, и мы решили, что это неправильно, и теперь, если мы что-то показываем, то не в рамках конкурсной программы. Во время фестиваля у каждого спектакля есть продолжение, ещё один акт, который включает в себя встречу создателей спектакля с публикой. После дополнительного антракта зрители возвращаются в зал и ещё час-два, а то и больше происходит живое общение.

Фото из спектакля «Обертки»

– О чём спрашивают зрители?

– Обо всём: и о театре, и о материале, который они увидели. Это фантастически интересно, потому что выливается в разговор о жизни и о профессии. В этом году, помимо встреч, 13 ноября в 16.00 в Карельской гостиной Дома актёра состоится Круглый стол «Маленькие театры в большом городе», посвящённый камерному театральному пространству: это будет дискуссия о проблемах артистов, зрителей, режиссуры, художественного языка, и экономическим проблемам, в том числе. В рамках off-программы состоится выступление старинного друга нашего театра, пианиста-виртуоза Дмитрия Гайворонского. Уже во второй раз гостем фестиваля будет драматург Ксения Драгунская, с ней пройдёт творческая встреча в «Буквоеде». 20 ноября состоится торжественное закрытие фестиваля, это произойдёт в арт-галерее «Мастер» на ул. Маяковского, 41. Победителям конкурсной программы вручат награды в номинациях: лучший спектакль, лучший режиссёр, лучшая женская роль, лучшая мужская роль. Кроме того, будут вручены приз зрительских симпатий от общества «Театрал» и специальный приз от арт-центра «Мост». А потом состоится концерт. В общем, будет очень весело.

Фото из спектакля «Господин Ибрагим»

– Чем является этот фестиваль для театра «За Чёрной речкой»? 

– Театр существует 30 лет официально, а на самом деле это 35-й сезон. До сих пор в театре работают люди, которые его открывали. Фестиваль был затеян четыре года назад в самый тяжёлый для театра период, когда нам отключали свет газ, воду, электричество, неоднократно пытались выселить. Фестиваль привлёк внимание к театру, и власти стали относиться иначе – театр выжил. Сейчас фестивалю очень помогает Комитет по культуре, председатель Попечительского совета Елена Григорьевна Драпеко, в этот совет входят наши старинные друзья, которые нам очень помогают. Сами мы вряд ли справились бы с таким наплывом, с организационными вопросами. В театре 80 мест, но нам хватает, нас знают, репертуар, который у нас идёт, чрезвычайно серьёзен. Мы играем спектакли самых разных жанров: это и кукольные, и детские, и для подростков, и взрослый репертуар. Среди авторов – Пушкин, Овидий, Бродский, Андерсен, Конан Дойль. Широко известна и наша концертная деятельность. Весь официальный штат нашего театра – театральные педагоги со стажем и высокой квалификацией. Если нам удастся расшириться с точки зрения территории, мы наберём студию, в театр вольётся молодая кровь. Посмотрим. 

– Спектакли, которые идут в небольшом пространстве, зрители воспринимают как-то иначе? 

– В каждом уважающем себя театре есть камерная, малая или лабораторная сцена, и само пространство это камерное, лабораторное, малое, диктует свои условия существования. Артисты, которые выходят на большую сцену, оказавшись в камерном пространстве, играют совсем по-другому, там иные законы. Во-первых, нечего кричать, если зритель сидит рядом. В камерном пространстве тебя не прикроют ни свет, ни костюмы, ни декорации — всем всё видно. Там возникает целый ряд проблем, связанных со степенью образности и документальности. 

Фото из спектакля «Дежавю»

– Значит ли это, что настоящий театр может быть только в камерном пространстве? 

– Нет, настоящий театр может быть где угодно. Но очень часто происходит следующее, нерадостное. Жан Кокто говорил, что красота это грим и расстояние, но этот постулат взят на вооружение чересчур буквально. Когда в зале на тысячу мест зритель наблюдает издалека некое действо, которое даже в бинокль выглядит сценами из жизни насекомых, он воспринимает только картинку: вот включили громко музыку, вот он видит декорацию, движущиеся художнические инсталляции. По большому счёту от артиста здесь требуется такая степень технической оснащённости, которая позволяет ему не пропасть на фоне этих гигантских декораций, перекричать громкую музыку, уметь двигаться. Но что происходит в самом артисте, видно мало. В камерном пространстве артист как на ладошке. В камерном пространстве «четвёртая стена» как минимум за последним рядом зрителей. Это требует особой доверительности, особой искренности от артиста, особой актёрской химии. Очень многие произведения вдруг оказываются монументальными: на этом пятачке не только в теме, но и в средствах выражения возникают страна, жизнь народа, эпос. Потому что можно сыграть, а можно рассказать. Когда хочется поговорить о чём-то большом, в этом диалоге начинаешь искать способы выражения, они диктуют особую эстетику. Я согласен с Джорджо Стрелером, который говорил, что искусство театра это искусство рассказывать истории. А здесь главным средством рассказа становится артист. И, несмотря на это, я могу сказать, что у нас на фестивале будет представлена интересная режиссура. 

– Вы не гонитесь за именами? 

– Абсолютно не гонимся, хотя и приятно, когда к нам приходят известные люди. Мы гонимся за качеством, приглашаем спектакли, которые нам нравятся, и у которых мы можем чему-то поучиться. Мы приглашаем артистов, которых мы хотим видеть на своей сцене.