Фестиваль-марафон под названием «Тотальный театр» пройдет в Санкт-Петербурге 9 и 10 ноября в новом арт-пространстве «Четверть». По мнению организаторов, он станет масштабным мероприятием и беспрецедентным по значимости театральным событием.

Пожалуй, в необычности этому фестивалю не откажешь: в течение 28 часов на четырех площадках «Четверти» (Тронный зал, Тени, Чистый лист, Мансарда) произойдут спектакли и перформансы, хэппенинги и представления от лучших (по версии Сергея Хомченкова, автора идеи создания фестиваля и режиссера театра «Morph») независимых театральных коллективов страны. Увидеть постановки зрители смогут не только вживую, но и в режиме интернет-трансляции. Сергей Хомченков рассказал VashDosug.ru о подробностях фестиваля.

О том, как появилась идея создания онлайн-марафона «Тотальный театр»

Я много лет существую в театре «Морф». Я никогда не был привязан к репертуарной системе и ни от чего не зависел. Все эти годы мне было интересно, какие еще люди выбрали себе такой же независимый режим, и занимаются, скажем так, авторским театром. Фестиваль «Тотальный театр» посвящен именно авторскому театру. Мы (команда фестиваля) сформировали внутри понятия «авторский театр» следующие категории: постдраматический театр, новая драма, физический театр, театр пластики и перформативно-уличные работы. Мне и нашей команде интересно было бы увидеть именно те краски театральности, которыми мы сами занимаемся. Ведь мы и уличники, и перформансисты, и сочиняем какие-то вещи на ходу, и ставим спектакли без текстов, и с пластикой, и с танцем работаем. Мы постарались в этом ракурсе рассмотреть диапазон театров. Большинство участников у нас из Питера, потому что наше мероприятие придумывалось на общественных началах, и чисто физически мы смогли себе позволить пригласить только несколько команд из Нижнего Новгорода и Москвы. Однако, так стихийно у нас получился почти российский фестиваль-марафон.

О принципе отбора участников

В заявках на наш марафон пришло очень много интересных материалов. Отбирали мы их по единственному критерию: это должен был быть авторский театр. Для себя мы обозначили то, что подходит под понятие «авторский театр» так: во-первых, это либо сложившаяся команда, либо сольный проект; во-вторых, спектакль основан либо на материале собственного сочинения, либо на материале ныне живущего писателя или драматурга; и в-третьих у команды должна присутствовать явная идеология. Никакого оргкомитета у нас не было: я сидел и просто смотрел работы. У меня два высших театральных образования и большой стаж преподавания в Академии театрального искусства (я 6 лет работаю педагогом). Я отвечаю за отбор лично, поэтому на онлайн-марафоне «Тотальный театр» зрители скажут, хороший у меня вкус или нет. Уверяю вас, мощных открытий будет много. Я увидел такие классные сольные вещи, что обалдел. Некоторым работам даже театр «Morph» может уступить.

О задачах фестиваля

Нам важно заявить один принципиальный тезис, потому что важно понимать, зачем мы это делаем. Дело в том, что так называемым авторскому театру, театральному андеграунду или независимому театру пора становиться по-настоящему независимым и позиционировать себя как некое модное явление. Это не значит, что мы заигрываем с публикой. Мы просто заявляем о себе, как о некой силе, которая имеет полноправный творческий голос. Мы не привязаны к бюджетам, к государственному финансированию, соответственно у нас есть возможность рассчитывать только на себя. Генеральный тезис таков: независимый авторский театр — это не что-то непонятное, странное, немножко двинутое, это определенные театральные языки, разные тенденции и векторы взглядов и солидный слой в современном театре: нам приходили заявки со всей нашей страны, а также из Украины и Белоруссии. Сверхзадача марафона заключается в том, чтобы кардинально сломать стереотип восприятия современного театрального искусства.

О конкурсе

Немаловажной частью нашего фестиваля будет онлайн-трансляция спектаклей, и зрители будут для нас судьями, потому что во время просмотра спектаклей у них будет возможность голосовать. Так же в самой «Четверти» будут организованы две-три зоны, где спектакли будут обсуждаться. Театроведческая критика и театральная журналистика будет здесь одним из голосов (мы пригласили много театральных журналистов), но самое важное для нас — это присутствие обычных зрителей, которые высказывают свое ощущение от того или иного произведения. Мне кажется, что именно таким образом, когда все будет обсуждаться открыто, появится тенденция к налаживанию коммуникации. В конце всего мероприятия мы подведем итоги и наградим победителей голосования. То, что все построено как состязание, очень важно, потому что в любом случае работы абсолютно разные, а зритель — всегда самый честный. Он оценивает на уровне «нравится» или «не нравится». Мы можем сколько угодно кричать, что публика театра «Morph» — интеллектуальная элита, и что только на нее мы рассчитываем, но это полный бред. Наша публика — все люди. Пусть все люди и оценивают. Я не вижу ничего предосудительного в том, что мы предлагаем проверить, к каким работам и театрам будет больше симпатий со зрительской стороны.

О понятии «тотальный театр»

Тотальный театр — это театр, который не может не быть. Это такой критерий. Я всегда все примеряю на себя, и если мне приспичило поставить какой-нибудь, чужой или свой текст, и я не могу сейчас этого не сделать, то это мой тотальный творческий выплеск через язык театра. Это касается именно той категории людей, которая занимается независимым театральным творчеством. Большинство выпускников вузов или ведущими на свадьбах работают, или идут в системные предприятия типа театра Ленсовета или Александринского театра. Это, конечно, прекрасные конторы, но жизни там нет, на мой взгляд. То есть тотальный театр — это творчество, которое не может не случиться, и это абсолютно живое творчество.