Эта осень обещает множество значительных событий и премьер в петербургских театрах, среди которых можно выделить Александринский.

Главным событием прошлого (и теперь уже нынешнего) сезона стало открытие Новой сцены — инновационной площадки Александринского театра, расположенной на набережной реки Фонтанки, 49. Эта театральная площадка уже начала формировать творческую команду. Приоткрывая ее планы, художественный руководитель Александринки, на пресс-конференции, посвященной открытию нового театрального сезона, предположил, что в ближайшие пару месяцев (сентябрь-октябрь) деятельность Новой сцены будет носить накопительный характер. «Нужно устроить там настоящую жизнь: и кофейную, и музыкальную, — сказал он на встрече с журналистами,— Это должен быть не только театральный центр. Предполагается, что он будет на перекрестке различных видов икусств, жанров. Но это не должно быть хаотично. Все будет направлено на одно: на эксперимент. И, конечно, надо развивать театр, как искусство».

Само собой разумеется, что Фокин предполагает Новую сцену, как плацдарм для молодежи. Поэтому в качестве руководителей театральной площадки, Фокин пригласил молодых деятелей театрального искусства из Москвы. Главным режиссером уже назначен Марат Гацалов, а программным директором — Полина Васильева. На сегодняшний момент Гацалов является художественным руководителем Русского театра Эстонии в Таллинне и руководителем лаборатории молодой режиссуры «Мастерская на Беговой» в Москве. Васильева курировала множество театральных проектов, среди которых Международная художественная ярмарка «Арт-Манеж», фестиваль «Рукописи не горят» и многие другие.

В планах этих молодых специалистов в ближайшее время будет знакомство с петербургскими представителями театрального искусства (актерами, режиссерами, художниками) и формирование творческой программы и коллектива. «Главное, — подчеркнул Валерий Фокин, — чтобы у людей, была склонность к строительству театра, чтобы они могли построить настоящую театральную компанию.»

Особую роль в этих планах играет открытие «Факультета мастерства сценических постановок» в Академии театрального искусства, который будет обучать магистров на базе Александринского театра. Этот факультет, как задумывали его идеологи Валерий Фокин и , предполагает комплексное обучение творческой команды создателей спектакля: режиссеров, сценографов, завлитов, завпостов и продюсеров.

Конечно, о проектах Новой сцены говорить еще рано, в отличие от основной сцены Александринского театра, где уже запланирован целый ряд событий, заинтересующих взыскательного петербургского зрителя. Достаточно назвать только анонсированные премьеры, среди которых «Конец игры» (режиссер — Теодор Терзопулос), «Солнечный удар» (режиссер — Ирина Керученко), «Старая женщина высиживает» (режиссер — Николай Рощин) и «Маскарад» (режиссер — Валерий Фокин). Премьера последнего приурочена к 200-летию М. Ю. Лермонтова. Однако, сам спектакль будет отсылать к другому русскому гению: в 1917 году В. Э. Мейерхольд вместе с художником А.Я. Головиным поставил эту пьесу Лермонтова, изменив ход театральной истории. В новой постановке Фокин хочет реконструировать некоторые сцены легендарного мейерхольдовского произведения, что вполне возможно: в фондах театра и Театрального музея сохранились музыкальная партитура, костюмы и даже фрагменты декораций. Режиссер признался, что ему интересно столкнуть две культуры в одной постановке. Правда, огромный объем работы с историческими материалами, которые будут использованы в спектакле, не позволяет даже приблизительно назвать дату премьеры.