— один из крупнейших современных театральных режиссеров, художественный руководитель Небольшого Драматического театра, обладатель Высшей национальной театральной премии «Золотая маска» рассказал VashDosug.ru о наборе студентов в Академию на Моховой и об особенностях их воспитания, поделился своим пониманием современного кино и театрального искусства.

— В этом году вы набрали актерский курс в Санкт-Петербургской академии театрального искусства и в последнем интервью сказали, что будете делать с ним «новый театр, театр будущего». Каким вы его видите?

— Новым театр должен быть в смысле формы, потому что сегодняшние студенты отличаются по формам жизни, понимаете? Жизнь развивается и видоизменяется. И я хочу уловить и воплотить это движение, потому что молодежь всегда приносит новое по формам ощущение жизни.

— Вы уже не раз воспитывали новых актеров. Возникает ли сопротивление от воспитуемых? Однажды вы высказались, что «террор в театральном образовании необходим».

— Необходим террор не в смысле фашизма, а как способ воспитания гипертрофированного чувства ответственности. Ответственности перед самим собой и перед профессией. А начинать этот процесс надо с взращивания волевого начала, и потому возникает необходимость в стимуляции и определенной жесткости при воспитании студента.

— Вы хотели бы набрать курс режиссеров?

— Да. Много лет не хотел, потому что мне было интереснее ковыряться с актерами. Я не понимал, как учить режиссеров. Я может и сейчас не понимаю, но претензия их обучать у меня появилась. Может быть это старческое желание или действительно созрел, а может все вместе. (Смеется.). Мне кажется, сейчас я больше понимаю в этой профессии и возникло желание передать ученикам то, что умею.

— При Академии и Александринском театре сделан набор совмещенного курса представителей разных театральных профессий — от режиссера до продюсера, но без актеров. Как вы относитесь к смешанным формам обучения?

— Этот вопрос зависит от того, кто набирает и какие цели преследует, что ему кажется главным в обучении на данный момент. Мне кажется, правильно учить актеров и режиссеров вместе, набирая режиссеров чуть раньше. При этом нужно дополнять курс представителями других профессий. Но продюсеров можно подключить только на последнем этапе, а вот художников к режиссерам можно присоединить раньше, курсе на втором. Я бы так делал, если бы была такая возможность.

— Лев Борисович, а вы хотели бы снимать кино? Или предпочитаете театр?

— Вы знаете, уже несколько лет вяло хочется снять кино. Я бы даже ушел в кино — а туда надо уходить года на два — и снял бы историю своего современника: его жизнь от послевоенных лет до 80-х годов. Такой истории нет в отечественном кино. По аналогии — это Иван Лапшин, только другого времени.

— Вы сами снимались в кино, скажите, есть ли принципиальная разница в работе актера на сцене и перед камерой?

— Конечно, есть, потому что решающим фактором является наличие или отсутствие зрителя. Спектакль складывается только вместе с живым реальным зрителем, здесь и сейчас. Театр в этом смысле требует от актера больших умений. От режиссера — нет, а от актера — да, с моей точки зрения.  Я легко выхожу перед камерой и присутствие людей на съемочной площадке меня не смущает. Я даже испытываю удовольствие, потому что свободен и не боюсь. А вот на сцене я буду дрожать, как собачий хвост, потому что рядом все время будет живой зритель, со своими реакциями и энергией.

— Как вы относитесь к театральной критике?

— Я хорошо отношусь к критике, потому что она — зеркало, в этом ее суть. Конечно, не всегда прямое зеркало, но ведь очень важно творцу увидеть себя со стороны. Театр складывается из актера, режиссера и зрителя, а критик — это элитная часть зрителя.

— Про зрителя. Античные греки всем полисом ходили в театр. У нас ежегодно растет число никогда не бывавших в театре россиян… Изменился и мир, и человек, и место театра в жизни человека. Необходимо ли современному человеку театральное искусство?

— Конечно. Мы все нуждаемся в разминке души. Все. Есть разные виды этой разминки, и в том числе театр, и поэтому без него сегодняшнему зрителю не обойтись.

— Порекомендуете нашим читателям, что посмотреть в театрах города?

— Нет...

— Так однозначно?

— (Смеется.) Ну, вы спросили…

— Из области фантастики вопрос. С кем из театральных деятелей прошлого вам хотелось бы встретиться и побеседовать? Может, какие-то спектакли увидеть вживую?

— Со временем действительно здесь остается все меньше народу, с кем бы мне хотелось поговорить, большинство уже уходит туда. В первую очередь хотел бы поговорить с учителями, узнать, что они думают по поводу того, что я делаю. С отцом хотел бы поговорить. Я бы даже с Лениным поговорил (Смеется.). С удовольствием бы и со Станиславским и с Мейерхольдом. Да со всеми. А вот спектакль из прошлого... Это я себе плохо представляю. Знаете, это как у Данте: «Но нет средь облаков небесных ни женских ликов, ни мужских». Там все по-другому.