Лето  в самом разгаре, а вот театральный сезон, напротив, подходит к концу. Событие, хотя и предсказуемое, но, увы, неизбежно заставляющее грустить жаждущую прекрасного публику. Однако в этом году печальный завершающий аккорд окрашен в принципиально оптимистические тона.

Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев в балете «Корсар». Фото: Н. Разина

Кто на новенького?

Михайловский театр закрыл свой оперный сезон премьерой «Летучего голландца» Рихарда Вагнера, и, собственно,  уже этого оказалось  достаточно, чтобы интерес к Михайловскому был сильно подогрет: этой постановкой начал свою работу в качестве главы оперной труппы самый молодой и успешный оперный режиссер страны . Ранее все его громкие успехи в Петербурге были связаны с Мариинским театром, в котором он за последние годы поставил уже десяток спектаклей, теперь режиссер попробовал себя во втором по величине музыкальном театре города, а также впервые взял на себя долгосрочную административную ответственность. Учитывая, что в этом году ему исполняется всего тридцать лет (для режиссерской профессии это очень и очень юный возраст), достижения Бархатова впечатляют чрезвычайно. Как и его новая постановка, с которой режиссер, кажется, начинает принципиально новый период творчества: «Голландец» получился для реалистического ранее Бархатова необычно ярким, зрелищным и в большей степени визуально, чем драматургически, увлекательным.

И возгорится «пламя»

В качестве красивой точки балетного сезона театр, в русле своей политики последних лет, выбрал знаменитый советский балет на музыку Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Восстановление «Спартака» и «Лауренсии», также очень известных балетов советского времени, революционность сюжетов которых когда-то проверяли серьезно и основательно, на стадии замысла казалось едва ли не архаикой. Однако публика приняла эти балеты с явным удовольствием, очевидно ощущая какую-то ностальгию по героическим мотивам недавнего прошлого. «Пламя Парижа» в этом контексте еще привлекательнее: события Великой французской революции Асафьев положил на мелодии французских же революционных песен, а также темы из произведений Марэ, Люлли и даже Бетховена. Узнаваемая музыка, страстно романтический (в смысле безнадежной борьбы за высокие идеалы) сюжет и сценография Вячеслава Окунева должны дать в сумме что-то очень заманчивое для публики. Хореографию Василия Вайнонена восстанавливает глава балетной труппы театра Михаил Мессерер, музыкальный руководитель постановки — Валерий Овсянников.

Суперхит Чайковского

Мариинский театр сезон еще не закрывает, однако подводит итоги XXI фестиваля «Звезды белых ночей», который по количеству премьер, громких имен и интересных гостей по праву можно считать отдельным «летним сезоном» коллектива. Балетная часть фестиваля закрывается выступлением примы театра Екатерины Кондауровой, которая в этом году, кажется, превзошла себя и в блестящей, виртуозной технике, и в том нерве или внутренней энергии, без которой в спектакле не возникнет драматизма. Прима выступит в классическом «Корсаре» вместе со своим постоянным партнером Данилой Корсунцевым (28 июля).

Эта же пара выйдет на сцену 3 августа в суперхите отечественного балета — «Лебедином озере» Петра Чайковского, чтобы окончательно растопить сердце любого патриотически настроенного зрителя: трудно представить более ассоциируемое с русской культурой действо, чем эта классическая история любви на музыку самого известного русского композитора и в хореографии столпа отечественной академической балетной традиции Мариуса Петипа.

Щедрин, Гергиев и Левша

Главная оперная премьера фестиваля, которая ожидалась еще к пышному открытию новой сцены — «Левша» Родиона Щедрина. Написанная по заказу Мариинского, да еще посвященная Валерию Гергиеву, который только что отпраздновал свой 60-летний юбилей, эта опера венчает собой многолетнее сотрудничество и дружбу главы театра с композитором. Что в наши времена заслуживает отдельного внимания: если в прошлые века постоянное, планомерное сотрудничество композиторов с музыкальными театрами было нормой, то сейчас это выглядит умилительным анахронизмом и одновременно вызывает неподдельное уважение. Месяц назад опера была показана в концертном варианте и вызвала восторг у публики, устроившей овацию автору и дирижеру, сейчас же мы увидим полноценную премьеру.

Притчевый сюжет и очень яркая, образная музыка, в которой большое место занимает русская народная мелодика, тихое, не вызывающее никаких внутренних протестов православное песнопение в финале — все это продолжает цикл опер Щедрина на сюжеты русской классики: в Мариинском уже идут «Мертвые души» по роману Гоголя и «Очарованный странник» по повести того же Лескова. Концертное исполнение показало и как трепетно к этой премьере отнесся маэстро Гергиев вкупе со всеми исполнителями: работа оркестра, хора, все вокальные партии были превосходно и чрезвычайно тщательно отделаны. Теперь к музыкальной части добавится работа сценической команды, регулярно сотрудничающей с Мариинским театром и другими театрами города, — режиссер Алексей Степанюк и художник-постановщик Александр Орлов. Партии репетируют Андрей Попов, Эдем Умеров, Владимир Феляуэр, Ольга Пудова, Владимир Мороз.