Маша Всё-Таки
30 мая 2013

Цирк для хулиганов

«Упсала-цирк» — это, как называют его внутри самого цирка, «цирк для хулиганов», проект, организованный в Петербурге 2001 году социальным педагогом из Германии Астрид Шорн и направленный на социальную реабилитацию «особых детей» и детей из групп риска.

Фото: Сергей Ольхов.

Почти сразу в цирке появился режиссер Лариса Афанасьева. Астрид и Лариса ездили по станциям метро в Петербурге и находили «тусовки» беспризорных детей, пробовали заинтересовать их цирковым искусством, набирали группы для тренировок и делали спектакли прямо на улицах. За эти 12 лет цирк прошел разные этапы: гастроли в Европе, ставшие к 2013 году традиционными, цирковые обмены с европейскими школами, работа и тренировки в коррекционной школе №25 на Петроградской, организация фестиваля «Летающие дети», и сейчас, наконец, «Упсала-цирк» работает в своем собственном цирковом шатре на территории бизнес-центра «Бенуа».

Именно там, на поляне рядом с шатром, 1 июня в День Защиты Детей пройдет праздник-пикник «Цветы в барахле». Известные музыкальные коллективы, такие как Zorge, Surtsey Sounds, Juniper, Митя Максимачёв и Большой Stereoфонический Оркестр, Евгения Зима Band, Полюса кроме собственных композиций исполнят кавер-версии известных детских песен. Помимо этого на празднике будут организованы разнообразные мастер-классы, площадка для детского творчества и даже детская библиотека. Пикник будет благотворительным: «Упсала-цирк» собирает средства на новый автобус.

Уже 15 июня должен отправиться на гастроли в Европу. Там с премьерным спектаклем «Племянник» он посетит молодежные цирки и цирковые школы, а так же выступит в 10 городах Франции, Англии, Люксембурга и Германии.

На празднике 1 июня вместо входного билета гости будут покупать цветок с номером, который в течение дня должны будут посадить на нужное место на поляне.

О празднике и цирке для хулиганов VashDosug.ru рассказывает администратор «Упсала-цирка» Александрина Ионова: «Мы стремимся к тому, чтобы создавать такие мероприятия, чтобы можно было всей семьей поучаствовать в чем-нибудь хорошем. У нас категорически запрещен алкоголь, мы отправляем всех курить далеко за пределы нашей площадки, мы хотим беречь приятное теплое пространство, ищем свою аудиторию, людей, которые хотят делать что-то приятное и полезное».

«Упсала-цирк» — это не просто социальный проект, это неклассический детский цирк высокого уровня. «Мы к ребятам очень серьезно относимся, без скидки, например, на то, что они учатся в коррекционных школах. Тренеры, художественный руководитель и социальные работники требуют от них исключительно высокого качества. Мы не хотим, чтобы зритель видел спектакль и понимал, что это социальный проект. Мы хотим, чтобы видели детей, которые делают на сцене чудеса».

Фото: А. Каневского.

Тем не менее, по словам Александрины, цирк — это не панацея от всех болезней общества, а один из хороших методов, которым можно воспользоваться. «Мы даем ребенку, который к нам попадает, шанс заняться чем-то интересным, новым, и если ребенка это цепляет, то прекрасно. Но из 50 человек, прошедших отбор, останутся только 20, которых это зацепит, а те, кому не понравилось, ходить не будут, что бы мы не сделали».

После того, как ребенок попадает в «Упсала-цирк», у него начинается новая насыщенная, сказочная жизнь: ежедневные двух-трехчасовые тренировки с цирковыми тренерами, хореографом, художественным руководителем. Те, кто постарше, участвуют в спектаклях по субботам, ребята помладше помогают на спектаклях: развешивают одежду зрителей в гардеробе, убираются в шатре. «Мы стараемся, чтобы вся наша команда была задействована, чтобы ребята понимали, что это их дом, в котором они должны помогать, ведь они несут за него ответственность».

Помимо тренировок, репетиций и выступлений у юных артистов «Упсала-цирка» есть культурная программа, которую разрабатывают социальные работники. «Мы стараемся выбирать лучшее из всего, что есть в Петербурге. Мы водим ребят на выступления хороших неклассических цирков, на хорошие спектакли, в хорошее кино, или показываем его в цирке. В общем, стараемся не только мышцы ребятам подкачивать, но и привить им желание и дать возможность развиваться».

«Упсала-цирк» — это сказочный насыщенный мир не только для детей-артистов, но и для сотрудников цирка. На вопрос «Почему вам нравится работать именно в этом цирке?» они отвечали то, что, пожалуй, в комментариях не нуждается.

Александрина Ионова: «Это уникальный проект. То, что я пришла сюда работать было очень важным событием в моей жизни, потому что интересно работать в компании людей, которые меняют какую-то часть пространства вокруг себя. «Упсала-цирк» — это компания единомышленников и возможность для реализации своих идей. Я работаю здесь 5 лет, но до сих пор, когда я вижу спектакли, у меня по телу бегут мурашки от того, что ребята показывают. Хотя ни в театре, ни где-либо еще у меня уже давным давно не бывает мурашек. Когда я вижу тех наших ребят, которых мы набрали, когда я пришла работать, и они показывают четырехлетний результат на сцене, я понимаю, что мы делаем что-то важное».

Ирина Юльева, социальный педагог: «У нас был случай, когда мы с детьми ездили в Москву в цирковое училище: на обратной дороге меня на вокзале остановил попутчик, который просто ехал с нами рядом, отозвал в сторону и сказал: «Спасибо вам большое, у вас такие чудесные дети!». Потом говорит: «Мне уже казалось, что сейчас какое-то потерянное поколение, и люди все нравственно потеряны и нет никаких принципов». Конечно, это дорогого стоит».

Отзывы о «Цирк для хулиганов»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли Петербурга

Вс, 17 дек | МДТ — Театр Европы, драма Вс, 17 дек

Восстановленный спектакль Льва Додина 1990 года.

Сб, 27 янв | НДТ, комедия Сб, 27 янв

Гротесковая комедия с элементами черного юмора по мотивам пьесы Алонсо Мильяна «Цианистый калий… с молоком или без?».

Вт, 26 дек | МДТ — Театр Европы, драма Вт, 26 дек

Спектакль Льва Додина по знаменитой философской притче лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга.

Премьера

Вт, 26 дек | ТЮЗ им. А. А. Брянцева Вт, 26 дек

Второстепенные герои шекспировского «Гамлета» в реалиях СССР 80-х годов XX века.

Пт, 22 дек | Театральное товарищество «Комик-Трест», моноспектакль Пт, 22 дек

Моноспектакль Константина Арбенина.

Сб, 30 дек | Александринский театр , балет Сб, 30 дек

Самый популярный классический балет в мире в исполнении артистов Большого театра России (Москва) и артистов труппы Санкт-Петербургского театра балета им. П. И. Чайковского.