В конце января клоун с мировым именем, не нуждающийся в представлении, один из создателей нашумевшего в 1980-е годы театра «Лицедеи», автор легендарного «сНЕЖНОГО шоу», был назначен художественным руководителем Санкт-Петербургского Цирка на Фонтанке.

По приезде в наш город, Полунин рассказал Vashdosug.ru о своей должности, творческих планах и мечтах о «новом цирке».

О назначении

Мне позвонил министр культуры, предложил стать худруком Цирка на Фонтанке. Он дал мне пять минут на размышления, я подумал и сказал: «Давайте попробуем!». Не было никаких сложностей, долго я не раздумывал. По сути, я занимался тем же самым всю жизнь.

Я взялся за это, потому что мне скучно! Мне интересно заниматься тем, что невозможно. Больше ничем не интересно. Я уже много чего сделал и, честно говоря, собирался на пенсию: книжки читать, вязать, заниматься всем тем, чего всю жизнь так хотелось, и что было невозможно, и вдруг звонок. Я с такой радостью взялся за это дело, потому что чувствую, что буду делать практически невозможное!

Об отношениях с властью

Я никогда не следил за тем, какая ситуация в стране. Я просто занимался тем, что мне нравилось, делал это с удовольствием, притаскивал всех своих друзей в это дело. Важно ведь сделать что-то, а все эти взаимоотношения с властью не важны. Мне интересно заниматься своим творчеством, но вместе с этим я постараюсь максимально подробно узнать, кто что сделал в нашей сфере в Петербурге хорошего, чтобы это хорошее осталось, а не исчезло. Я все-таки занимался театром, а не работал с государством. В 1985 году я создал первый самоокупаемый театр и с тех пор ни разу не получал никаких дотаций. Всю жизнь все те люди, которые со мной вместе работали, были счастливы, радостны и делали свое дело очень хорошо. Надеюсь, сейчас я тоже смогу так сделать.

О творчестве

Сейчас я бываю в России по три месяца в году, теперь, может быть, нужно будет бывать и по пять месяцев. У меня много проектов: некоторые из них требовали, чтобы я отдал им несколько лет жизни. Поэтому их нельзя бросить.

«сНЕЖНОЕ шоу» идет по всему миру. У меня образовался маршрут: я посвящаю месяц странам Европы, в репертуаре «сНежного шоу» 50 стран. Теперь я отдал этот спектакль своим детям: они ездят и делают все сами, это время у меня освободилось, я могу его отдать цирку. Я очень рад этому, потому что мечтал много лет сделать что-то в цирковом жанре.

О новых проектах в Петербурге

Мы задумали идею музейно-циркового квартала. Он займет все пространство от цирка до Инженерного замка, и от набережной Фонтанки до Садовой улицы. Мы хотим возродить праздники, карнавалы, инсталляции. В современном искусстве это называется стрит-арт — театральный процесс, когда ежедневная реальность превращается в праздничную. Мы уже написали целый план на четыре листа. Туда входит, к примеру, возрождение циркового кабаре, то есть мы хотим поставить во дворе инженерного замка шапито в стиле модерн и попробовать начать там выступать.

Еще сейчас с Михаилом Шемякиным мы делаем его выставку в Мраморном дворце.

Также скоро в Михайловском парке откроется Цветочный фестиваль. Я очень много лет увлекаюсь лэнд-артом (искусством организации садов). Скоро приедет специалист из Франции, я ее переманил с другого фестиваля садов. Теперь она будет работать здесь, в этом пространстве, которое я назвал «Чудесад». У нас много проектов, которые мы написали, надо это все воплотить. Я буду это делать с огромным удовольствием.

О планах в Цирке на Фонтанке

Надеемся, что мы добьемся финансирования как можно быстрее, чтобы немедленно сделать капитальный ремонт. Это у нас на первом месте. Необходимо «вытащить» все то, что здесь когда-то было: росписи на потолке, например, или восстановить купол, который находится в плачевном состоянии. Сейчас мы не можем даже сделать нормальные подвесы и качественные полетные номера, потому что потолок плохой. Премьеру одного из новых своих проектов я хочу сыграть здесь, в цирке на Фонтанке. Это будет большой цирковой спектакль. Но я не могу сыграть его, пока мы не поменяем крышу, потому что лучшие полетные номера эта крыша просто не выдержит.

Также мы обсуждали, как можно делать проекты в Петербурге, не имея второго манежа? Невозможно! Первая задача — это, конечно, найти возможность, чтобы где-то рядом появился второй манеж. У цирковых артистов вообще сейчас очень сложная ситуация и с репетиционной базой, и со всеми остальными необходимыми для работы условиями. Первое, с чего нужно начинать — это с чисто сценических вещей. Я специально ездил встречаться с губернатором, мы написали целый список, состоящий из того, что нужно сделать, чтобы у цирка появились оборудованные помещения.

О первом проекте в цирке

Сейчас я делаю проект на Олимпиаде, где мы поставим свое шапито. Это же шапито и будет моим первым проектом в цирке на Фонтанке. Мы на какое-то время закроем помещение цирка для ремонта, поэтому программы будут продолжаться в поставленном нами шатре.

О «новом цирке»

Цирк — фантастическое искусство. Радость и чудо, эти два понятия — главное, что и есть цирковое искусство. Я надеюсь, что потратил двадцать лет своей жизни на то, чтобы создать радость. Я пытался ответить на вопрос «какой сегодня должна быть, например, клоунада, как часть циркового искусства?». Я надеюсь, что я нашел, какой она может быть сегодня, как сделать так, чтобы она была естественна, не напыщенна, как сделать так, чтобы она была одновременно проста и глубока.

Современный цирк в России находится в ужасном состоянии! Я уже лет двадцать занимаюсь изучением того, что называют «новый цирк». Я бы хотел, кстати, прежде чем мы начнем показывать все наши «действа», как можно больше рассказать в прессе о том, что такое «новый цирк», когда он зародился, какие достижения у него уже есть. Сейчас мы договорились с журналом «Театр», что будем делать специальный номер, посвященный «новому цирку». В планах есть номера, посвященные «новому карнавалу», «новому кабаре», уличному театру, культуре балагана, масленицы и так далее. Сейчас такое время, что цирк должен стать бесконечным, он должен соединиться со всеми возможными ресурсами.