Театральное товарищество «Комик-трест» – давний друг «ВД», неоднократно становился героем наших публикаций и интервью. А вот на обложке журнала замечательный питерский коллектив еще не появлялся. В юбилейном номере мы решили исправить эту вопиющую несправедливость, тем более что недавно театр отпраздновал собственную круглую дату.

Вадим Фиссон. Как пережить юбилей? Достойно, с иронией относясь к тому, что тебе говорят в юбилейные дни, ведь если поверишь в то, какой ты чудесный, хороший и талантливый, это может серьезно помешать в движении вперед. В конце концов, юбилей – это же просто число! Если вы, конечно, не являетесь поклонником нумерологии и не верите в мистические связи между числами и людьми... А вообще юбилей – это прекрасный повод собраться вместе всем хорошим людям, которые окружали тебя все эти годы, порадоваться и подумать о том, что делать дальше.

Наталия Фиссон. Днем своего рождения «Комик-трест» считает день премьеры спектакля «Чушь во фраке», которая состоялась 18 октября 1991 года. А само название «Комик-Трест» впервые прозвучало еще летом в «Бродячей собаке», где мы выступали на Конгрессе соотечественников. Тогдашний директор арт-подвала Владимир Склярский сказал: «Очень хорошая примета, что впервые название вашего театра прозвучит именно здесь. Это место намоленное». Мы в эту примету поверили, и все сбылось, хотя очень немногие театры, возникшие одновременно с нами, дожили до сегодняшнего дня.

В. Ф. Этот путь был совсем не безоблачным. Когда упал «железный занавес», из России на Запад потоком хлынуло то, что никакого отношения к искусству не имело. Эти коллективы как гунны прошли по Европе, так что когда мы двинулись следом, нам пришлось своим трудом доказывать, что русский театр еще может иметь качество.

«Белая история»

Игорь Сладкевич. Первое время нам было не до праздников. Мы бились за выживание.

В. Ф. Мы собрались уже взрослыми людьми. Каждый пришел со своим багажом. Игорь Сладкевич был профессиональным клоуном, получил приз из рук Юрия Никулина «Золотой клоун». Коля Кычев был танцором. У нас с Наташей тоже был опыт.

И. С. Мы не театр. Мы – театральное товарищество. В театр приходят служить, а в товарищество – дружить.

Николай Кычев. После спектакля «Секонд-хенд» нам говорили: «Вы режете по живому!» Но для нас это был лучший комплимент. А недавно мы сыграли его в Гамбурге после долгого перерыва. У Наташи есть сцена, где она «крутит пластинку» и звучит Марсельеза. А тогда в Париже были беспорядки. Это было так актуально! Опять!

Н. Ф. Мы что видим, о том и поем. А какие ассоциации возникают у зрителя в голове – это другое дело. Например, нас очень долго приглашали в Грузию с «Белой историей». После очередных переговоров в 2009-м мы, наконец, отправились туда на фестиваль с этим спектаклем. Это было время накануне выборов, и в воздухе чувствовалось напряжение. Из нашего сюжета они считывали то, что волновало их в этот момент. И когда в финале спектакля происходила революция... Я думала, в зале обвалится люстра!

В. Ф. Когда мы с «Белой историей» ездили по миру, то англичане говорили, что мы сделали историю про принцессу Диану, пародию на королеву, а итальянцы решили, что это пародия на Берлускони.

И. С. После спектакля «Полный рататуй» к Вадиму подошли зрители, сказали: «Спасибо за прекрасный спектакль. Честно говоря, мы с опаской брали билеты – слово «комик» в названии пугало». Представляете, это слово сегодня стало ругательным!

«Полный рататуй»

Н. Ф. Мы счастливые артисты. Наш зритель меняется в лучшую сторону. Если в начале 90-х вытащить человека к сцене было практически невозможно, то сейчас люди стали гораздо более раскованными: готовы вступить в игру, рвутся во всем поучаствовать.

Н. К. Люди часто смеются над чужими невзгодами. Сел человек мимо стула – то-то всем забава!

В. Ф. У нас регулярно случаются ситуации, когда мы не знаем, выживем или нет: то помещение отнимают, то надо срочно деньги на проект искать. Однажды наш директор Лена придумала немыслимые схемы, чтобы мы отдали за ночь аренду за 10 лет вперед.

Н. Ф. Зависимость актерской профессии? Это мой вечный спор с коллегами. У западного актера нет даже такого понятия – профессиональная зависимость. Он сам себе придумывет занятия, постоянно чему-то учится. Вы знаете, что Дастин Хоффман, уже будучи известным актером, продолжал работать в кафе? И не потому что хотел заработать. Он «нашел» там всех своих будущих персонажей – наблюдал за людьми, учился, а не стонал, что он жертва обстоятельств.

Н. К. Когда об актере говорят «звезда» – звезды на небе веселятся, подмигивая друг другу.

Н. Ф. Слава Полунин? Это... как «слава КПСС», только ближе и роднее.

В. Ф. Мы не подводим итоги. Немирович-Данченко говорил, что театр существует 25 лет. У нас еще есть время. Не рассчитывайте, что мы исчезнем.

Н. Ф. У рыжих немножко больше солнца, чем у всех остальных.