Петербургского зрителя уже давно не удивишь творчеством молодых актеров и режиссеров: не заинтересуешь театром-курсом, не впечатлишь крепкой психологической актерской школой, не выведешь из равновесия постмодернистскими перформансами, не вдохновишь поисками нового театрального языка.

Поразить, пожалуй, могут только нетривиальный юмор и остроумная самоирония, выражающиеся в эстрадных номерах и актерских импровизациях. На грани этих жанров и существует герой нашего материала — молодой, талантливый и счастливый, единственный в своем роде театр комической эксцентрики «Битком».

Часть первая: кто?

Анна Иванина, актриса: — Наш театр начинался с эстрад- ного курса Бориса Уварова при театральной академии. Мы все приехали из разных городов и поступили на курс эстрады толком не представляя себе, что это вообще такое. Мы получали огромное удовольствие от обучения, нам нравилось творить вместе. В этом мы не оригинальны — так рождается театр из курса.

Ксения Штейрина, актриса: — С названием «Битком» театр существует уже примерно два года, а вообще вместе мы уже восемь лет. Название появилось очень просто: у нас было много вариантов названия, естественно, все друзья нам что-то советовали, и чтобы выбрать, мы пошли на квартиру к ответственному человеку, члену нашего коллектива, испекли блины, открыли словарь и стали читать подряд все самые смешные названия, но терпения у нас хватило только до буквы «Б». Поэтому «Битком.

Александр Рыбин, актер: — Жизнь складывается так, что у нас нет ни художественного руководителя, ни главного режиссера. На курсе было много режиссеров, но мы так долго варились в одном котле, вместе росли, определялись в профессии, что сейчас никто уже не может взять инициативу в свои руки. Мы бы хотели, чтобы нашелся человек, которой захотел и смог взяться за нас. Но он должен быть таким же необычным и сильным, как сам театр «Битком.

Анна Иванина: — Эстрадный артист — артист специфический. Во многом он сам себе режиссер, каждый из нас сам придумывает себе номер. У нас воз- никают разногласия, но в этих творческих дискуссиях мы растем.

Часть вторая: почему?

Ксения Штейрина: — Нас связывает странное чув- ство юмора, в положительном смысле «странное». Редко можно найти людей, которые соответствуют тебе по уровню чувства юмора. Плюс нас, конечно, связывает то, что мы ученика одного мастера.

Александр Рыбин: — Нас объединяет надежда на что-то большее, что-то лучшее. Мне нравится работать и с другими актерами, но в «Биткоме» мне комфортнее, потому что меня понимают не только на вербальном уровне. Бывает, мы ссоримся, обижаем друг друга, но потом целуемся, обнимаемся и миримся.

Вера Фомина, актриса: — Нам нравится то, что мы делаем. В театральной академии не было такой свободы. Все поступали и знали, что хотят владеть этой про- фессией. Нам очень интересно работать с драматическими актерами, но мы по-разному смотрим на вещи. Мы, эстрадники, говорим на одном языке, мы занимаемся юмором, но не лишены возможности сделать и что-то серьезное.

Анна Иванина: — Работа в других проектах, помимо «Биткома», помогает нам творчески расти и развиваться. Мы не музыкальный коллектив, не драматический, мы не Comedy club, не КВН . Но у нас смешно, у нас музыкально, профессионально и у нас есть хорошая актерская школа – вот чем мы отличаемся.

Часть третья: зачем?

Александр Рыбин: — Есть три профессии, идти в которые нужно только по призванию: актер, педагог и врач. Главное в этих профессиях – не погнаться за деньгами. На поступлении ты, конечно, несешь всякую чушь — «я хочу про- живать множество жизней, попробовать себя в разных ролях». Обычно в ответ говорят: «Не надо врать, вы все мечтаете зарабатывать деньги и быть известными». Отчасти это так, но это не главное, иначе мы не были бы вместе.

Ксения Штейрина: — Я выхожу на сцену в первую очередь за удовольствием. Если я не получаю удовольствия, это значит, я делаю что-то неправильно. Но если твоя радость выплеснулась в зал и передалось зрителям, они стали чуть- чуть счастливее. И это главное.

Анна Иванина: — Вообще, я чувствую себя счаст- ливой, когда могу кого-то развеселить, обрадовать, тогда жизнь наполняется смыслом. Есть теория: вся солнечная система — это процесс взрыва. Мы, например, сейчас разговариваем и в то же время взрываемся. Так вот, когда я стою на сцене и получаю удовольствие от того, что делаю, я чувствую себя частью это- го большого взрыва, ощущаю себя в масштабах космоса.

Вера Фомина: — Как сказала замечательный балетмейстер Алла Сигалова, человек, выходящий на сцену — человек неспокойный, он чувствует огромную потребность высказаться. Мне это близко. Выход на сцену — это способ поделиться своими переживаниями. Вообще актер — это очень нездоровый человек. Человек, который чувствует боль окружающих, ощущает все, что происходит вокруг и хочет рассказать об этом. Не смотря на то, что мы занимаемся смешным, эти слова и про нас тоже. Выходить на сцену меня заставляет желание общаться со зрителем и не позволять нашему современному ритму убить в человеке лучшие душевные качества, способность чувствовать и радоваться чему то настоящему.