15 и 16 декабря в Театре Комедии им.Н.П.Акимова – премьера спектакля «Мечтатели» по комедии французского драматурга и сценариста Мишеля Фермо «Двери хлопают».
15 и 16 декабря в Театре Комедии им. Н.П. Акимова – премьера спектакля «Мечтатели» по комедии французского драматурга и сценариста Мишеля Фермо «Двери хлопают». О ней рассказывает режиссер спектакля Семён Серзин и актриса Татьяна Полонская.
Мечты и «Мечтател. Источник: Мечты и «Мечтател. Автор: Мечты и «Мечтател
Семён Серзин, режиссер: Пьесу Мишеля Фермо предложил мне для постановки театр. Название я изменил, спектакль будет называться «Мечтатели». Меня мало смущает, что она написана в 70-годы. Ретро я из неё не делаю, есть на сцене и гаджеты современные – планшетник, например. Но мы не механистично осовремениваем всю фактуру пьесы, не стоит задачи – перенести историю досконально в сегодняшний день, заполненный айфонами. Просто для меня очевидно, что тематические круги сорокалетней давности повторяются, рифмуются с сегодняшним днём. Пьеса написана Мишелем Фермо в тот период, когда Европу трясло от студенческих волнений, когда вызревала так называемая «сексуальная революция», начиналось движение хиппи... И кто мне скажет, что сегодня эти проблемы не стоят так же остро? Что сегодня нет пропасти между взрослыми и детьми? Сталкиваются в пьесе две позиции, - этим пьеса современна. У художника Валентины Серебренниковой была задача «поиграть» во Францию, в Париж. Один из элементов декорации – красная Эйфелева башня. Мы и название изменили, чтобы оно рифмовалось со знаменитыми французскими фильмами – «Мечтатели», «Вальсирующие».
Сюжет комедии держится на том, что три поколения героев – от бабушки до юной Даниэль (которая оригинальным способом - сообщив о беременности – решила сплотить семью), пытаются найти общий язык, увидеть и услышать друг друга. Что для вас стало главным с этой истории?
Для меня важнейшая тема спектакля, важнейший вопрос – почему юные герои, у которых есть мечты, стремления, есть ощущение (или предощущение) полёта, превращаются в обывателей. Это вопрос и к самому себе. Может ли вообще человек заметить тот момент, когда цепь компромиссов приводит к необратимым потерям? Вот этот переход из того состояния, когда ты – «сын», в статус «отца» для меня очень важен.
Взрослым становиться страшно?
Да нет, не страшно. Иногда – грустно. Мы все в юности мечтаем, а жизнь сама определяет, чему сбыться, а чему – нет. И где в этом течении жизни наша воля? Зачем все наши стремления, старания, полёты?
И зачем?
А я не знаю. Я не хочу давать ответы, я хочу задать вопросы. Когда я прочитал предложенный театром материал, я почувствовал, что можно эти непростые вопросы задать.
Какие современные режиссёры вас вдохновляют?
Юрий Бутусов, Эймунтас Някрошюс, Евгений Марчелли.
Какие у Вас режиссёрские планы ?
Основная работа – в «Этюд-театре». Делаем пьесу Натальи Ворожбит «Демон». В Ярославле в театре им. Фёдора Волкова надо доделать спектакль в малом пространстве – современную пьесу Славы Дурненкова «Север».
Руководитель театра Евгений Марчелли сам позвал?
Я участвовал в режиссёрской лаборатории в рамках Волковского фестиваля, делал эскиз спектакля «Вий» по Гоголю - Ворожбит. Марчелли предложил довести спектакль «до ума», сейчас он идёт в репертуаре театра. Вот теперь предложил продолжить сотрудничество. Для меня это уникальный опыт.
Заслуженная артистка России Татьяна Полонская, исполнительница роли Мамы: Меня история греет тем, что можно сыграть, поднять в этой комедийной вещице острейшую тему. Про то, как инфантилизм современных родителей порождает детей, которые превращаются в таких же «монстров», как и родители. Дети перестают мечтать, перестают быть живыми, распахнутыми в мир, а становятся «человеками в футляре», закапывают свои мечты. Тема отчуждения поколений сегодня звучит остро, потому что появился Интернет, который «забирает» молодых людей внутрь себя с концами. И родители тоже приспосабливаются к новому миру. Никто никого не слышит, не видит, не понимает, жизнь – если её можно так назвать – идёт где-то в виртуальном пространстве. Режиссёр Семён Серзин, молодой человек, ставит на этой казалось бы лирической лёгкой комедии очень серьёзные вопросы. И хотелось бы, чтобы наш зритель Театра Комедии эти вопросы, эти темы уловил, услышал.
Обязательно найдутся зрители, видевшие знаменитый спектакль Игоря Петровича Владимирова «Двери хлопают» в Театре имени Ленсовета, который был поставлен в далёком 1972 году. И будут сравнивать. Не боитесь?
Не боимся. Здесь же собралась очень молодая, очень амбициозная команда. Не пропадем!
Теорема Фермо.
«Двери хлопают» французского драматурга Мишеля Фермо - это комедия о большой семье, где постоянно спорят, выясняют отношения, отстаивают личное пространство, доказывают свою правоту. И, сказав «последнее слово», нарочито громко хлопают дверью своей комнаты, словно ставя последнюю точку. Но вот на сцену выходит следующий герой, и все начинается сначала. И в то же время диалоги и столкновения героев наполнены юмором, иронией, любовью к близким, пусть даже завуалированной кажущимся сарказмом. Ведь, случись какое-либо происшествие, вся семья сплотится за большим обеденным столом, и хоть на время обеда двери перестанут хлопать.
Комедию с огромным интересом и, даже можно сказать, восторгом, включают в свой репертуар многие европейские театры. Сам драматург поставил в 1960 году одноименный кинофильм с очаровательной Катрин Денев. Музыка Мишеля Леграна, такая легкая и романтичная, была потом заимствована многими режиссерами для постановок пьесы на театральных подмостках.
«Мечтатели» - так назвал свой спектакль молодой режиссер Семен Серзин. Выпускник знаменитой «51 аудитории» В.Фильштинского, актер «Этюд-театра» и преподаватель театральной мастерской «Легкие люди» вполне мог сделать из комедии «Двери хлопают» отличный дипломный спектакль вместе со своими учениками. Ведь каждая, даже эпизодическая роль в этой пьесе запоминается красочной и драматической характеристикой персонажа. Но Семен Серзин рискнул и вышел «за рамки» театральной студийности, представив на академической сцене прославленного театра яркий мюзикл по мотивам пьесы Фермо. Здесь тоже звучит музыка Леграна, а так же – Майкла Джексона и Элвиса Пресли. О том, что действие разворачивается в 1960х годах, нам напоминают костюмы героев – нарочито яркие как у стиляг того времени. Сочетание музыки, отдельных концертных номеров каждого из героев, танцев и разноцветных тканей дает возможность предположить, что режиссер будто перенес фильм «Стиляги» на театральную сцену. Тем более что тема спора отцов и детей как в спектакле, так и в фильме визуализируется и преподносится зрителю с помощью пластики и арий.
Действие же происходит не в России середины ХХ века, а в некотором сценическом пространстве, условно стилизованным под Париж (художник В.Серебрянникова). Стилизованным, потому что это не Франция, а лишь игра во Францию. В левом углу сцены высится красная конструкция, напоминающая Эйфелеву башню. В правом углу – красный пузатый «Пежо», в котором сидят музыканты. На стенах развешаны портреты в духе Энди Уорхолла – на одной мужчина с красным носом (как мы узнаем потом, покойный дедушка), на другой – Джим (Джимми) Моррисон, икона стиля эпохи сексуальной революции. В начале спектакля девушка-конферансье обращается к зрителю по-французски. Она дает понять, что сейчас мы увидим некое действо, представляет оркестр и просит выключить мобильные телефоны. Слышна мелодия в духе шансона и французский шарм медленно начинает обволакивать зрителя.
И тут на сцену врывается первая героиня и, стуча в невидимую дверь ванной комнаты, начинает громко возмущаться. Музыка затихла. Начинается действие.
Несмотря на то, что спектакль начинается «со стука», здесь не будет слышно ни одной хлопающей двери. Режиссер намеренно убрал все «хлопки», заменив их на сольные музыкальные номера персонажей. После монолога о собственном доказательстве «теоремы счастья», каждый герой ставит точку, не хлопая дверью, а исполняя арию. И этот музыкальный «крик души» подхватывают остальные участники спектакля. Сплетаясь в единый танец, они словно поддерживают героя и сочувствуют его проблеме. Но делают это с юмором, немного гротескно, давая зрителю понять, что он все-таки смотрит комедийный мюзикл, а не драматический. И что все герои – как у Чехова – это милые хорошие люди, просто со своими странностями.
Самые странные, пожалуй, Бабушка (В.Карпова) и служанка Арлен (Л.Вагнер). Они, хоть и являются частью семьи, ведут свою собственную игру. Кажется, что Бабушка в душе более молода, чем мать и отец. Она на стороне молодежи – своих внуков. И даже теоретическое появление правнука ее не пугает. В лице Доминики, Франсуа и Даниэль она словно возвращается в свою молодость, когда также, втайне от родителей, сбегали на танцы и крутили романы. Не случайно, ее молодой друг похож на Элвиса Пресли (Р.Ишимов). И туфли Доминики стащила именно Бабушка, чтоб пойти «потанцевать». В момент исполнения сольного номера она одета так, как одевается молодежь в ночной клуб – в розовое платье и блестящий пиджачок. И «отжигает» в танце не хуже молодежи. У Бабушки тоже есть мечта – поехать в Италию. И если для этого нужно переиграть дружка в покер, страшного ничего нет. И даже не страшно лишиться своих накоплений в финале. Для Бабушки главное не исполнение мечты, а сама Мечта, которая должна быть у каждого.
У служанки Арлен мечты нет. Разве, чтоб никто из семейства ее не дергал. Она и так слишком «задерганная» - с трясущимся подбородком и открытыми от ужаса глазами. Кажется, что она всегда «подшофе», чтоб не трястись, когда ее, в очередной раз вызовут, чтобы отчитать. На самом деле, Арлен ведет свою игру, иронично относится ко всем и присутствует при каждом разговоре. Ее даже не нужно специально звать - она всегда рядом. Режиссер выводит ее в качестве главного действующего лица. Не имея родственной связи со своими хозяевами, она соблюдает нейтралитет и судит всех объективно. И словно ее глазами - мы видим всех членов семьи.
Мать (Т.Полонская) – инфантильная особа, которая пытается примирить вечно ругающихся детей, но сама может повысить голос лишь на служанку. Дети ее не воспринимают всерьез, считая, что мать отстала от жизни. А как иначе, если она все время с одной прической, все время носит пижаму, потому что уже давно не выходит в свет, а все свое свободное время посвящается раскрашиванию кактуса. Старшая дочь пытается приобщить ее к йоге, но это их не сближает.
Отец ( П.Исайкин) - все время с газетой, которой он отгоняет надоевших домочадцев. Этой газетой он отгораживается и от проблем своих детей и даже от романтических отношений с женой. Но газета – еще не главное орудие Отца. Иногда он надевает шлем и берет в руки меч! Он как глава семьи должен выглядеть устрашающе в глазах детей и жены, но, в сущности, выглядит смешно: полосатые шорты и шлем – очень нелепые доспехи для настоящего воина. Мечта отца – чтобы дети серьезнее относились ко взрослой жизни, в которую они вступают. В первую очередь это касается сына, которому необходима серьезная работа и серьезная жена.
Старшая дочь - Доминика (А.Попова) считает себя звездой и ведет себя соответствующе. Для нее члены семьи – те же зрители, которые должны аплодировать каждому ее выходу на сцену. И если кто-то начнет иронизировать в ее адрес, Доминика превратиться в рычащую хищницу, отвоевывающую собственное пространство в доме. Она нарочито громко разговаривает с окружающими, словно декламируя драматический отрывок, который ей нужно показать очередному агенту. Все ее мечты – чтобы туфли никто не брал и чтобы телефон был свободен. А вдруг ей предложат роль ее мечты, а одеть нечего.
Франсуа (Ф.Дьячков) – настоящий стиляга и прожигатель жизни. По замыслу режиссера, друзья Франсуа всегда находятся в доме – это музыканты, сидящие в красном «Пежо». Дети делятся с ними своими переживаниями, а взрослые смотрят свысока. Но нам, а также всем членам семьи словно показывают, что быть музыкантом – не так уж и плохо, что быть молодым – это тоже не так уж плохо. Они не плохие, они просто легче идут по жизни и живут одним днем. Для Франсуа же, при всех его проделках, сдерживающим фактором становится одна из подружек в этой шумной компании – Пинки (Е.Кузьмина). Молодая и стильная, но достаточно умная, чтоб, на радость отцу, сдерживать молодые порывы Франсуа и заставить его работать, а не порхать по жизни, словно разноцветный мотылек.
Младшая Даниэль (Н.Толубеева) – с виду самая тихая, она словно «не в тусовке». Хотя даже она пытается доказать свою Теорему счастья: для нее смысл жизни – родить ребенка, чтоб заботиться еще о ком-то, кроме черепахи. А не выйти, по совету матери, замуж за угловатого страховщика Жоржа (Т.Шимилев) и всю оставшуюся жизнь брать дрожащими руками расходные счета и слышать упреки в расточительстве. Шутка о беременности, воспринятая всерьез всеми членами семьи, становится тем самым катализатором, который и сблизит всех. Прижимая к груди плюшевого мишку, маленькая Лолита сделает то, чего не добились ни Мать, ни отец, ни все остальные. Она соберет всю семью за большим обеденным столом. И словно незримо присутствующая Арлен воскликнет: «Сначала найдите большой стол, а потом воссоединяйтесь за ним!» Стол, который появится на сцене только в финале спектакля, и станет метафорой этого воссоединения.
Историю о споре родителей и детей режиссер очень удачно реализовал и через взаимодействие на одной сцене актеров старого и нового поколений. Введя в спектакль наравне с мэтрами сцены молодых артистов, он через призму соревнования в артистизме, через доказательство «как должен играть» настоящий артист, показал и соревнование взрослых и детей в поиске своей правды. И артистической, и жизненной. И пусть молодежь, делая первые сценические шаги, нарочито громко декламирует там, где нужна камерность и полутона, изображая из себя великих деятелей сцены. А взрослые актеры не стесняются петь и танцевать так, как в их возрасте и амплуа уже не принято. Их объединяет то, что в данном спектакле и в данную минуту они все находятся не только под одной крышей, но и на одной волне. Их объединяет Театр. Их мечта – чтобы Театр жил всегда.
«У всех нас есть что-то общее… Мы живем под одной крышей» - говорит одна из героинь. Но есть еще кое-что, объединяющее людей разных поколений и с разными взглядами на жизнь. Они все – мечтатели. И каждый пытается доказать собственную Теорему счастья. Все они мечтают о счастье. Просто каждый видит это счастье по-своему, а иногда просто не замечает его рядом, захлопнув перед счастьем виртуальную дверь.