15 и 16 декабря в Театре Комедии им. Н.П. Акимова – премьера спектакля «Мечтатели» по комедии французского драматурга и сценариста Мишеля Фермо «Двери хлопают». О ней рассказывает режиссер спектакля Семён Серзин и актриса Татьяна Полонская.

Семён Серзин, режиссер: Пьесу Мишеля Фермо предложил мне для постановки театр. Название я изменил, спектакль будет называться «Мечтатели». Меня мало смущает, что она написана в 70-годы. Ретро я из неё не делаю, есть на сцене и гаджеты современные – планшетник, например. Но мы не механистично осовремениваем всю фактуру пьесы, не стоит задачи – перенести историю досконально в сегодняшний день, заполненный айфонами. Просто для меня очевидно, что тематические круги сорокалетней давности повторяются, рифмуются с сегодняшним днём. Пьеса написана Мишелем Фермо в тот период, когда Европу трясло от студенческих волнений, когда вызревала так называемая «сексуальная революция», начиналось движение хиппи... И кто мне скажет, что сегодня эти проблемы не стоят так же остро? Что сегодня нет пропасти между взрослыми и детьми? Сталкиваются в пьесе две позиции, - этим пьеса современна. У художника Валентины Серебренниковой была задача «поиграть» во Францию, в Париж. Один из элементов декорации – красная Эйфелева башня. Мы и название изменили, чтобы оно рифмовалось со знаменитыми французскими фильмами – «Мечтатели», «Вальсирующие».

Сюжет комедии держится на том, что три поколения героев – от бабушки до юной Даниэль (которая оригинальным способом - сообщив о беременности – решила сплотить семью), пытаются найти общий язык, увидеть и услышать друг друга. Что для вас стало главным с этой истории?

Для меня важнейшая тема спектакля, важнейший вопрос – почему юные герои, у которых есть мечты, стремления, есть ощущение (или предощущение) полёта, превращаются в обывателей. Это вопрос и к самому себе. Может ли вообще человек заметить тот момент, когда цепь компромиссов приводит к необратимым потерям? Вот этот переход из того состояния, когда ты – «сын», в статус «отца» для меня очень важен.

Взрослым становиться страшно?

Да нет, не страшно. Иногда – грустно. Мы все в юности мечтаем, а жизнь сама определяет, чему сбыться, а чему – нет. И где в этом течении жизни наша воля? Зачем все наши стремления, старания, полёты?

И зачем?

А я не знаю. Я не хочу давать ответы, я хочу задать вопросы. Когда я прочитал предложенный театром материал, я почувствовал, что можно эти непростые вопросы задать.

Какие современные режиссёры вас вдохновляют?

Юрий Бутусов, Эймунтас Някрошюс, Евгений Марчелли.

Какие у Вас режиссёрские планы ?

Основная работа – в «Этюд-театре». Делаем пьесу Натальи Ворожбит «Демон». В Ярославле в театре им. Фёдора Волкова надо доделать спектакль в малом пространстве – современную пьесу Славы Дурненкова «Север».

Руководитель театра Евгений Марчелли сам позвал?

Я участвовал в режиссёрской лаборатории в рамках Волковского фестиваля, делал эскиз спектакля «Вий» по Гоголю - Ворожбит. Марчелли предложил довести спектакль «до ума», сейчас он идёт в репертуаре театра. Вот теперь предложил продолжить сотрудничество. Для меня это уникальный опыт.

Заслуженная артистка России Татьяна Полонская, исполнительница роли Мамы: Меня история греет тем, что можно сыграть, поднять в этой комедийной вещице острейшую тему. Про то, как инфантилизм современных родителей порождает детей, которые превращаются в таких же «монстров», как и родители. Дети перестают мечтать, перестают быть живыми, распахнутыми в мир, а становятся «человеками в футляре», закапывают свои мечты. Тема отчуждения поколений сегодня звучит остро, потому что появился Интернет, который «забирает» молодых людей внутрь себя с концами. И родители тоже приспосабливаются к новому миру. Никто никого не слышит, не видит, не понимает, жизнь – если её можно так назвать – идёт где-то в виртуальном пространстве. Режиссёр Семён Серзин, молодой человек, ставит на этой казалось бы лирической лёгкой комедии очень серьёзные вопросы. И хотелось бы, чтобы наш зритель Театра Комедии эти вопросы, эти темы уловил, услышал.

Обязательно найдутся зрители, видевшие знаменитый спектакль Игоря Петровича Владимирова «Двери хлопают» в Театре имени Ленсовета, который был поставлен в далёком 1972 году. И будут сравнивать. Не боитесь?

Не боимся. Здесь же собралась очень молодая, очень амбициозная команда. Не пропадем!