Его телепроекты «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень» давно покорили сердца зрителей. Этой зимой режиссер, продюсер и спортсмен Илья Авербух привозит в Петербург свое новое ледовое шоу – новогоднюю сказку для всей семьи «Тайна острова сокровищ».

— В шоу «Тайна острова сокровищ» будет не только фигурное катание, но и много музыки, трюков, акробатических номеров, танцев, спецэффектов. Сложно было работать в таком синтетическом жанре?
— Сейчас все мировые тенденции указывают на то, что лучшие шоу – это переплетение различных направлений и видов искусства. Современный зритель хочет получить все зрелища сразу. За этим будущее. Когда я пишу сценарий, уже приблизительно понимаю, в какие переплеты попадут герои и как мне их потом спасать, какими визуальными средствами это решать. На льду есть много интересных приемов, которые надо использовать. Ледовый дворец позволяет активно работать с воздушным пространством, позволяет сделать большую сцену, показывать цирковые трюки – предела нет!

— Вы мыслите себя именно режиссером? Кем вы чувствуете себя в шоу?
— Я все в одном флаконе. (Смеется.) На начальном этапе я, конечно, выступаю как продюсер. Но у меня есть очень сильная компания – профессионалы, которые продолжают вести проект после того, как он уже запущен. Тогда я перехожу в стадию режиссуры и хореографии. Я присутствую на всех стадиях рождения и создания проекта, и мое слово решающее.

— А какая из этих ролей вам интереснее?
— Интереснее, конечно, просто творить. Еще ни разу мне не сказали: «Не думай о деньгах, реализуй свои фантазии». Все свои фантазии я реализую за свой счет. Это ограничивает. Ведь хочется все время поднимать уровень шоу, а это очень дорогое удовольствие.

— А как именно вы планируете поднимать этот уровень?
— Большим скачком должен стать стационарный ледовый театр, о строительстве которого я говорю уже больше двух лет. Только в таком театре, с продуманным архитектурным решением, возможен мощный скачок для творчества. Я с большой завистью смотрю, например, на балетные спектакли, ведь их можно репетировать на своей площадке! У меня нет такой возможности, приходится придумывать все на макете дома, репетировать в разных местах, а потом за сутки сводить все, ориентируясь на специфику аппаратуры, рассадку зрителей и множество других нюансов.

— Что вдохновляет вас, как вы учитесь создавать ледовые спектакли?
— Главной режиссерской школой для меня стали телепроекты. Я учился вместе с участниками из программы в программу. Нельзя было повторяться, и мы каждый раз придумывали что-то новое – это все время держит тебя в тонусе. За это время я успел познакомиться и поработать с ведущими актерами нашей страны – Ингеборгой Дапкунайте, Алисой Гребенщиковой, Чулпан Хаматовой, Маратом Башаровым и многими другими. Они привнесли в мой мир фигурного катания больше театральности. Я многое понял благодаря ним.

— Как вы выбираете исполнителей для своего шоу?
— Все актеры готовы с удовольствием кататься дальше, они привыкают ко льду, влюбляются в него. Пригласив Лизу Арзамасову в спектакль «Winx» и в новогоднюю сказку «Тайна острова сокровищ», преследую сразу несколько целей. Во-первых, Лиза, действительно, очень талантлива и красива, она кажется мне флагом нового поколения. Во-вторых, она становится как бы мостиком между зрителями и профессиональными фигуристами. Мальчики и девочки знают, что Лиза не спортсменка, но при этом она катается, доказывая всем, что этому возможно научиться, что это интересно. Причем мы всегда придумываем Лизе роли так, что ей не приходится играть фигуристку.

— А можно определить процентное соотношение искусства и спорта в этом шоу?
— Спорт – это в первую очередь сложные элементы и трюки, прыжки; все это присутствует. Олимпийские чемпионы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Петр Чернышев будут показывать высочайший класс – эстеты фигурного катания останутся довольны. Но все-таки это лишь двадцать процентов спорта и восемьдесят театрального действа. Тем более, «Тайна острова сокровищ» – спектакль для детей, и важно, чтобы дети понимали, о чем идет речь. И пусть ребенку по большому счету все равно, олимпийские чемпионы перед ним катаются или просто фигуристы, но на подсознательном уровне эта красота все равно откладывается в голове маленького человека. Поэтому я всегда приглашаю высококлассных фигуристов, пусть даже мне это не столь выгодно экономически. Родители понимают, что перед их детьми катаются чемпионы, и они горды за свою страну, а дети получают удовольствие и учатся видеть красоту.