По сравнению с другими петербургскими фестивалями, теми же «Белыми ночами» или «Площадью искусств», «Дягилев. P. S.» еще достаточно молод, потому и проходит пока период «проб и примерок» разных форматов.
Элен Буше и Тьяго Бордин
Первые фестивали, посвященные знаменитому антрепренеру и, как бы сказали сегодня, театральному менеджеру, сочетали в себе оперные и балетные постановки, концерты классической музыки и выставки, научные конференции и дискуссии. Что, безусловно, отвечало вкусам и широте взглядов самого Сергея Павловича Дягилева: его «Русские сезоны» включали в себя самые разнообразные явления музыкального, театрального и изобразительного искусств. Дягилев говорил, что ему годится все, что угодно, только бы было талантливо. Однако в этом году фестиваль ограничил свой спектр одной фигурой: вся программа фестиваля построена на творчестве Джона Ноймайера. Что бы ни было тому причиной – сокращение бюджета, год Германии в России или юбилей знаменитого хореографа, – фестиваль с общекультурного спектра перешел в монографический. И по календарю «Дягилев. P. S.» съежился до минимума.
Хореограф, филолог, философ...
Джон Ноймайер, знаменитый немецкий хореограф американского происхождения, с 1973 года бессменный глава одной из лучших трупп Европы – Гамбургского балета. Коллектив (не важно, музыкальный ли, театральный или хореографический) как авторское явление, полностью обусловленное личностью руководителя, – это реликт прошлого века. Сегодня демократия с ее кадровой чехардой в руководстве культурой весомых плодов не приносит. А вот многолетняя и последовательная «тирания и диктатура» дирижера, хореографа или режиссера создают в мире искусства настоящие, хоть и – увы! – редкие явления.
Ноймайер в Гамбург-балете начинал с традиционной работы над классическими сюжетными балетами, вопреки устоявшемуся первенству Германии как родины современного танца. Ему, филологу и театроведу, пришла в голову идея совмещать спектакли с лекциями, что сразу привлекло в театр новую публику. Некая просветительская составляющая чувствуется и в его стремлении не уничтожать классический танец, не искать новых хореографических стилей, а, используя классические средства выразительности, классический язык балета, вывести на иной уровень, найти в нем свежесть и новизну, исчезающую в академических театрах.
Во всех своих работах на известные литературные сюжеты – в «Ромео и Джульетте», «Гамлете», «Трамвае “Желание”», «Смерти в Венеции» – Ноймайер говорит прежде всего о каких-то общечеловеческих ценностях, о любви и отношениях людей друг к другу, о жизни и смерти, о красоте в философском ее понимании. Этот философский масштаб приводит Ноймайера и к бессюжетной хореографии на монументальные произведения Баха и Малера, чью музыку хореограф особенно любит – он «инсценировал» уже четыре его симфонии. В Москву, скажем, в рамках юбилейного турне, Ноймайер привозит свою любимую Третью симфонию Малера, в которой он почти сорок лет назад попытался передать симфоническую структуру языком танца, а также знаменитый балет 2000 года «Нижинский», посвященный великому русскому танцовщику ХХ века.
«Дама с камелиями»
Манон и Маргарита
В Петербурге, в рамках фестиваля, Гамбург-балет покажет, может быть, менее глубокую по содержанию, зато гораздо более романтическую «Даму с камелиями» на сюжет Александра Дюма-отца и музыку Фредерика Шопена, – трехактный балет, превратившийся в современную классику и вошедший в репертуар многих балетных трупп мира. Красивая история любви, с понятными чувствами и мелодраматической развязкой, построена как серия воспоминаний-видений из прошлого. Каждый акт начинается с распродажи имущества почившей Маргариты, обезумевший от горя Арман пытается отстраниться от ужасного настоящего, убегая в если не счастливое, то, по крайней мере, полное любви прошлое. В трех любовных дуэтах рассказывается об истории отношений Армана и Маргариты на фоне колоритных массовых сцен, что в академической традиции никогда не являлось сильной стороной, и Ноймайер здесь не стал исключением. Балет хорош именно дуэтами, чувственными, драматически выстроенными, напряженными и неуклонно «цепляющими» сочувствие публики. Разыгрываемая параллельно история Манон Леско, как дурное зеркало жизни самой Маргариты, воспринимается иногда как досадная помеха центральному сюжету.
Ноймайер без границ
6 и 7 ноября на сцене Михайловского театра «Дама с камелиями» будет показана с двумя разными исполнительницами главной партии. В первый вечер это будет Диана Вишнева, звезда русского балета, всегда так или иначе акцентирующая женственность и эмоциональность хореографического рисунка роли, а в этой партии, которую она исполняет на сцене American Ballet Theatre, целиком построенной на любовной тематике, тем более драматически прекрасная. Во второй вечер на сцену выйдут солисты Гамбург-балета Элен Буше и Тьяго Бордин, недавние лауреаты премии «Бенуа де ла Данс», ведущие танцовщики своей труппы.
9 ноября в Михайловском состоится гала-концерт «Ноймайер без границ», составленный самим маэстро из фрагментов лучших работ в исполнении Джули Кент, Алины Кожокару, Летиции Пюжоль, Карстена Юнга и других звезд мирового балета.
В качестве традиционного обрамления художественной части фестиваля на этот раз – научная конференция, в честь юбиляра (8 ноября в Театральном музее), а также выставка, посвященная творчеству Ноймаера и личности его кумира – Вацлава Нижинского (открытие 5 ноября, там же), где будет представлена книга петербургского искусствоведа Натальи Зозулиной «Джон Ноймайер в Петербурге».