В 2012 году у детского музыкального театра «Зазеркалье» совсем не детский юбилей – 25 лет. О жизни «именинника» сегодня рассказал нам художественный руководитель театра – народный артист России Александр Васильевич Петров.

Фото: Вячеслав Архипов

Александр Васильевич, юбилейный 2012 год «Зазеркалье» открыло возрождением спектакля «Детский альбом». Это ведь не случайное совпадение?

Возвращение «Детского альбома» на сцену «Зазеркалья» – это и вправду не только возвращение спектакля, который мы не могли играть, пока в театре шла реконструкция и мы скитались по чужим площадкам. Это не только возрождение одной из самых любмимых зрителями постановок, в которой надо было обновлять старые декорации, костюмы, вводить новых актеров... Многое изменилось за эти годы и в здании театра, и в нашей труппе, но именно благодаря возвращению «Детского альбома» на сцену мы почувствовали себя в обновленном здании «Зазеркалья» по-настоящему дома.

Помню, что в «Детском альбоме» тема дома – одна из самых важных...

Потребность в «Детском альбоме» сегодня говорит нам с какой-то нездешней силой о том, как важно все, что происходит в этом спектакле, как он нужен. Он нужен театру, нашей труппе, зрителям. Не только костюмы и декорации надо обновить – сама духовная ткань «Детского альбома» должна быть восстановлена. На зал этот спектакль всегда – и сегодня – действует феноменально. А когда начались репетиции по восстановлению «Альбома», я был поражен тем, как молодые актеры, студенты, которые никогда не видели этого спектакля, вдруг затихли и, как завороженные, смотрели на сцену, слушая каждое слово, каждый звук. Были слезы на глазах юных актеров и стариков, которые знали «Детский альбом», был зрительный зал на первом спектакле, снова, как раньше, потрясенный этой литературой Толстого и Набокова, этой музыкой Чайковского, этими переживаниями... Был взлет на такую высоту, с которой можно лететь, как с трамплина. И тогда нам всем стало ясно: вот теперь театр «Зазеркалье» наконец-то переехал.

Знаете, в «Детском альбоме» есть текст Набокова, где он рассказывает, как мальчик возвращается в дом в Выре и ему кажется, что все было то же, только сделалось меньше, а он сделался больше и грубее. И он спрашивает: «Как могли я и дом жить так долго друг без друга?» Это очеловечивание дома – самое важное в «Детском альбоме». Это семейный спектакль, а что, как не дом, главное для семьи? «Детский альбом» – это, если хотите, манифест «Зазеркалья», где мы говорим о главных ценностях, которые для нас всегда будут в основе искусства.

Александр Васильевич, а что сегодня в вашем театральном «манифесте», на ваш взгляд, зазвучало остро и по-новому современно?

Конечно, время меняется, смыслы появляются новые... Для меня, например, одна из самых страшных проблем сегодняшнего времени – это детские суициды, самоубийства подростков. Возможно, обострилась эта проблема из-за страшного безверия нашего времени. Однако вспомните «Детство» Толстого. Его Николенька после бала, где он позорно упал, тоже испытывает такую душевную боль, что ему кажется, ничто, кроме смерти, это страдание не прекратит. Толстой понимал, что та степень душевной обнаженности, которая есть у подростка, такова, что любая травма, любой душевный ожог могут привести его к непоправимому. Писатель предупреждает об этом. И о детской ранимости, чуткости напоминает «Детский альбом».

Сегодня это прочитывается совершенно по-новому... А еще, кроме «Детского альбома», мы возобновляем спектакль «Сверчок на печи» – тоже очень добрый, очень семейный спектакль режиссера, моей ученицы Ольги Фурман, по Диккенсу на музыку Баневича. И в этот спектакль тоже вольется новая кровь, как новое вино вливается в старые мехи, – в нем тоже будут играть молодые студенты.

Спектакль «Детский альбом». Фото: Ольга Замелюк

Сегодня в вашей труппе – и актеры, которые работают в «Зазеркалье» не один десяток лет, и совсем молодые ребята – студенты Театральной академии. Как это влияет на атмосферу театра?

Студенты – это уже мой четвертый театральный курс. И, конечно, они всегда разные – одни так и остаются в пределах «дум о насущном», другие надевают нашу «театральную шинель» и в ней существуют, служа театру и искусству. Они растут, они меняются. Их актерская эволюция зависит от каждого из них. Сможет ли он преодолеть себя, подняться, вырасти или нет – зависит и от атмосферы театрального дома. Смогут ли они в этом доме прижиться? Кто-то из нынешних студентов перейдет в труппу «Зазеркалья», кто-то нет... И здесь огромную роль играют те, кто давно работает в театре.

Знаете, когда восстанавливали «Детский альбом», к молодым студентам часто подходили бывшие актеры, которые уже не выходят на сцену, но работают в театре, и давали студентам советы: «Посмотри, я здесь играл не так, я вот так делал...» Ощущение было такое, будто они им не просто опыт передавали, а священные скрижали вручали! Такое ведь не забывается...

И потом, у нашего театра есть потрясающие возможности для активных молодых актеров и режиссеров: у меня есть четверокурсник Василий Заржецкий, так у него что ни месяц, то премьера в театре – музыкальная композиция по «Гранатовому браслету» Куприна на музыку Чайковского, спектакль по военной драме и русским романсам... А как студенты обновили детский спектакль «Три поросенка»! Суперанглийский спектакль получился: поросята звонят по телефону, ездят на двухэтажных английских автобусах – и все действие разворачивается на фоне Тауэра... Позитивно, креативно, смешно!

Часто для меня эта способность молодых студентов ассоциировать, связывать, находить параллели – настоящее открытие. И в то же время «Зазеркалье» – это школа классики. На сцене Белого зала у нас есть дайджест-абонемент, где каждый месяц выходит премьера: сейчас будет «Кармен» Бизе, уже вышли «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Риголетто» Верди... Это школа для студентов и школа для слушателя. Настоящая лаборатория, где соединяется классика и ее новое прочтение.

Как вы думаете, Александр Васильевич, в этом преимущество «Зазеркалья» перед взрослыми музыкальными театрами?

Преимуществ у нашего театра множество, ведь с утра зритель приходит к нам смотреть «Трех поросят», а вечером – слушать взрослую «Итальянку в Алжире». Кстати, у этого спектакля был довольно большой перерыв, так на последней «Итальянке» не то что мест – люстр не хватало для желающих! Там ведь своя эстетика, свой юмор. Это привлекает. А скоро наша новая взрослая премьера – одна из лучших опер Моцарта «Так поступают все женщины» – «Cosi fan tuttе». Мы уже умираем от одного ее предчувствия – это ведь лучшее создание двух гениев: Лоренцо Да Понте и Моцарта. Но этот сюжет в нашей интерпретации совершенно не забавный – эта история взаимоотношений мужчин и женщин безумно трагична. Не важно, в какое время она происходит, – она вечна по сути своей.

Четверть века тому назад вы, один из «отцов-основателей» этого театра, назвали его «Зазеркальем». Какое значение у этого имени сегодня?

Имя «Зазеркалье» стало таким особенным знаком – тайным знаком, если хотите. Мой предыдущий курс, например, оказался очень «мюзикловым», и многие из ребят после окончания академии уехали работать в Москву. Но школу «Зазеркалья» там узнают мгновенно – по особенному отношению актеров к своей работе, по такой самоотдаче, с «сумасшедшинкой», что ли. «Зазеркалье» – это не просто театр, это свой взгляд на мир, не штампованный, не домотканный, с долей волшебства и мистики. Но при этом очень честный взгляд.