Коллективный Шут Билли Новик, солист группы Billy's Band в ноябре получил спецприз высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль Шута в спектакле «Король Лир» в Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева.

Этому событию предшествовали события годичной давности. Даже целых три события: в декабре прошлого года в городе состоялся выход на сцену ТЮЗа уникального артиста Сергея Дрейдена в роли шекспировского Короля Лира, дебют на тюзовской сцене мэтра отечественного театра Адольфа Шапиро, и участие в спектакле известных музыкантов питерской группы «Billy’s band» во главе с «заводилой» Билли Новиком. О том, как проходил репетиционный процесс, рассказал сам Билли.

В пресс-релизе ТЮЗа написано: «Впервые участники группы будут не только самими собой, но и исполнят драматические роли, повлияют на художественный замысел спектакля и его эстетику». Все ли здесь правда? Вы – Шут, а какие драматические роли достались соратникам по группе?

Самими собой мы, надеюсь, остаемся при любых обстоятельствах. Во всяком случае, мне бы этого хотелось. А в остальном – все абсолютно верно. Мне поручена роль Шута. В целом, «Billy’s band» в спектакле, насколько я понимаю, символизирует своеобразный Всемирный Театр Дураков. Между прочим, одним из ярчайших представителей этого «дурацкого» театра, возможно, является и сам Лир. А Шут уж само собой. 

Пишете специальную новую сюжетную музыку?

На нашей группе лежит все звуковое оформление: от заглавной песни в интродукции до имитации шумов природной стихии. Сегодня мы работали над сценой «Битва». Очень страшно получается. В этом смысле мы работаем как в архаичном прекрасном драматическом театре, где не было магнитофонов, а все спектакли шли под живой оркестр. Я считаю, что музыка, мелодии и особенно шумы напрямую работают с человеческим подсознанием. И зачастую именно музыка определяет характер и смысл данного сюжетного куска пьесы, помогает выстроить мизансцену, диктует образность решения.

По поводу эстетики спектакля и вашего влияния на нее. Кто придумал привлечь группу в спектакль? Неужели Адольф Шапиро видел ваши концерты-спектакли живьем?

С Адольфом Яковлевичем нас познакомили в ТЮЗе, на юбилейном чаепитии, где наша группа играла небольшую поздравительную программу. После этого случая, насколько я понимаю, режиссеру и пришла идея такого необычного, нестандартного решения спектакля. Возможно это даже потому, что сегодняшний «Billy's band», по мнению многих, тоже своего рода театр. Театр в театре, - посмотрим, что из этого выйдет.

Получается эстетика в спектакле — брехтовско-вайлевская? Я «Трехгрошовую оперу» имею в виду в первую очередь. Зонги сочиняете? Вообще говоря, Шут – это только вы или вся группа? Это – коллективный Шут?

Какой точный, правильный вопрос. Не уверен, что это решение – про коллективного Шута - прочитается зрителем, но в идеале – да, именно так. Зонги… У Шута есть несколько фрагментов, которые он исполняет как куплеты и даже блюзы или стилизации. Под Вертинского или Высоцкого. По сути, - да, это зонги.

Вы видели Алексея Девотченко - Шута-пианиста в спектакле «Король Лир» Льва Додина в МДТ? И шире – какие у вас взаимоотношения, как у зрителя, с драматическими театрами? Яркие впечатления (может быть, сильно давнишние)? Не только от Шекспира, а вообще. Или совсем не успеваете (или – нет желания и потребности) ходить на спектакли?

Я до последнего времени не любил театр. Считал его скучным и мертвым. Не какой-то конкретный, а весь целиком. Наверное, по необразованности своей. Сейчас, когда у нас многое связано с театром, я как-то проникся идеей. Очень интересно оказалось разбираться в законах театра и использовать их в работе группы. Но зрителем постоянным вряд ли стану – просто потому, что в вечернее время сам на сцене.

У Шекспира Шут исчезает из пьесы во время знаменитой сцены грозы. Как в спектакле это произойдет?

Исчезну после сцены «суда в сумасшедшем доме».

???

У нас свои названия сцен, событий.

А сюжет-то шекспировский?

Сюжет – да. А история новая. Иначе неинтересно.

В связи с тем, что вы - «самодеятельный» драматический артист, есть вам от Шапиро послабление в плане количества текста? Или честно играете-произносите всего Шекспира?

Не в тексте дело, как выяснилось. Другое дело - что за тестом стоит. Ну уж точно не в количестве слов роли измеряются. Сократили по необходимости всего одну или полторы коротких реплики.

Как работается с Сергеем Дрейденом? С гением работать легче, чем с простым смертным, или труднее? Дуэт уже сложился, как ощущения? Вы его на сцене видели, как артиста, в чем-то другом?

Только в записях видел его спектакли. Но с Сергеем у нас сложились отличные отношения, поэтому страха никакого нет. Чем выше уровень артиста, тем проще играть с ним в паре. Хотя сам спектакль очень непростой.

Ваша профессия – врач-патологоанатом – помогает анализировать материал роли? Препарировать, так сказать?

Рефлексировать разве что. В остальном никакой внутренней связи не улавливаю.

Изучая подробный сайт группы, так и не поняла – вы музыкант-самоучка? «Реанимация» и «Осколки», ваши «детские» команды, родились без музыкального образования? Неужели можно освоить контрабас и прочее самостоятельно (вопрос дилетанта, простите)?

Ответ дилетанта: да, можно. Как говорится: «Никогда не бойся делать то, чего не умеешь. Профессионалы построили «Титаник». Ковчег создал любитель». Может, кстати, поэтому сейчас столько музыкального шарлатанства. И мы – не исключение (Билли просит здесь написать ремарку: «неприятно смеется». - В.Н.).

Чего вы ждете от этого проекта?

Думаю, при любом результате это - колоссальный новый опыт для всех нас и для меня в частности. Ведь это моя первая настоящая драматическая роль, как ни крути.