1 ноября состоялось торжественное открытие после продолжительной реконструкции здания Театра Эстрады им. А. Райкина на Большой Конюшенной, 27. Открытие было приурочено к празднованию 100-летия великого артиста, имя которого носит театр.

12 ноября состоится гала-концерт с участием ведущих артистов эстрады Петербурга и Москвы (предполагается участие Эдуарда Хиля, Михаила Боярского, Людмилы Сенчиной, Татьяны Булановой, Максима Леонидова, Ларисы Луста, Юрия Охочинского, группы «Поющие гитары», Андрея Урганта, Семена Альтова, клоун-мим-театра «Лицедеи», театра «Комик-трест» и многих других). Мы беседуем с художественным руководителем Театра эстрады, заслуженным артистом России Юрием Гальцевым.

Ваше знакомство с личностью Аркадия Райкина когда началось?
С раннего детства. Аркадий Райкин был любимым артистом моего отца. Он мог практически все самые известные монологи читать наизусть, подражая, по возможности, интонациям Райкина. И однажды я, мальчишка, искал отцу подарок. И в каком-то магазинчике набрел на фотопортрет Аркадия Райкина, очень известный, – где он сидит, подперев щеку рукой. Мудрый красавец. Реплика в сторону – я эту «мизансцену тела» однажды использовал на фотоплакате своего сольного выступления. Так вот, я купил эту фотографию за рубль сорок семь копеек и принес отцу. Он был в шоке от счастья. Этот портрет стоял у нас дома с тех пор всегда. Сейчас уже нет папы, а портрет по-прежнему живет дома, в моем кабинете. Можно смело сказать, что это мой главный талисман в жизни.

На сцене вы Райкина видели?
Да, успел. Под финал студенческих лет, в середине 80-х годов, я был на программе «Мир дому твоему», которую для Аркадия Исааковича и его сына Кости написал Семен Альтов. Было это в Питере, в ДК им. Горького. Артист уже тогда был в преклонном возрасте, но его появление на сцене – седой красавец в белом костюме с красной бабочкой в луче прожекторов – вызвало бурю оваций в зрительном зале. Я никогда с тех пор не видел, чтобы кого-то так встречали при выходе на сцену. Да, видывал бурные овации в конце концерта или спектакля, но чтобы так, только появившись, поднять зал, – а аплодировали бесконечно долго и, конечно же, стоя, – такое я видел единственный раз в жизни. Потом он подействовал на меня, как питон Каа на обезьянок-бандерлогов. Мне (думаю, не только мне) было не важно, ЧТО он говорил, он ввел в гипноз своей ЛИЧНОСТЬЮ.

Театр эстрады после реконструкции выглядит совершенно иначе. Полы-трансформеры – и на сцене, и в зале, двигающиеся на высоту двух метров, необычная крыша над зрительным залом с возможностью светомузыкальных эффектов, комфорт в закулисной части. И все это – за год и два месяца! Как такое удалось?
Спасибо городу, лично Валентине Ивановне Матвиенко, Комитету по культуре, строительной компании «ДАН». Надеюсь, что обновленный театр и публика, и артисты оценят по достоинству. Мне надо было только одно: чтобы стало комфортно всем – и на сцене, и в зале.

Сейчас у Театра эстрады в собственном репертуаре два спектакля – «Феномены» по комедии Григория Горина и «Епифань» по прозе Андрея Платонова. В дни юбилейной декады состоялась третья премьера – «Абсолютное оружие» по новеллам американского фантаста Роберта Шекли. Готовится к постановке комедия Мольера «Мнимый больной» в постановке популярного московского режиссера Нины Чусовой. Это все – полноценные драматические спектакли. Вы решили сделать Театр эстрады еще одним драматическим театром в городе?
Хороший вопрос. Поездив по матушке-России, поучаствовав в разных «сборных» концертах, я вдруг поймал себя на мысли, что негоже продолжать унижать многих и многих хороших артистов тем, что они создают «гарнир» для какого-то «гвоздя» программы. Честно скажу: устал я от «солянок». А артистов-то хороших много! Может быть, и пример Геннадия Хазанова, блистательно вписавшегося в драматические спектакли (один «Ужин с дураком» чего стоит!), меня вдохновил. И Михаил Евдокимов с его киноработами – тоже серьезный творческий аргумент.

Но эстрадные программы все-таки будут на сцене Театра эстрады?
Конечно, но не просто «номерные» концерты, а цельные сочинения, с сюжетом, действием. Или «сольники» достойных артистов. Наша сцена будет открыта и для театров – «Комик-треста», «Королевского жирафа», «Лицедеев», «Карамболя», других коллективов. Хочется сделать, например, программу «Поют петербургские драматические артисты», в ней могут раскрыть себя и Светлана Письмиченко, и Семен Стругачев, и многие другие. Мой главный художественный принцип – нести людям радость. Будем собирать под нашей новой крышей все интересное и нескучное.

Вы нынче мастер курса музыкально-речевой эстрады в Академии театрального искусства. Студентов когда на сцену начнете выпускать?
Думаю, сначала они выйдут на сцену вместе со мной, условно говоря, в программе «Творческая встреча с Юрием Гальцевым и его студентами». Надеюсь, вскоре сделаем хулиганскую яркую сказку, потом хотелось бы поставить с ребятами мюзикл. Планов много, и, конечно, зрителям мы будем это предъявлять. Хватило бы времени и сил.