«Тень города», хотя и напоминает по стилистике «Квартирник», но конструкция спектакля более сложная.

Музыкальная основа и перебивки на драматические эпизоды. Авторы сценической композиции – «петербуржцы и гости города». Поэтому сцена пестрит разновременной мишурой: те же актеры и новые персонажи. Петр I (Сергей Соболев) с сетчатой авоськой, самый настоящий, с другой стороны, периодически возникает ощущение, что, быть может, это актер, фотографирующийся с туристами. Тем не менее, он явно претендует на правдоподобие или же возомнил себя царем – недаром же «город сумасшедших».

Два солдатика в самоволке (Сергей Колос и Савва Горлачев), пьющие пиво на улице, «легкие» девушки (Мария Иванова и Полина Воронова), которые встречаются белой петербургской ночью непутевым прохожим. Есть в этой конструкции и типично петербургская коммуналка, в которой обитает вечно зашуганный сосед (Александр Безруков), бегающим по коридору с собственным стульчаком для унитаза, и здесь же поселился суровый милиционер по фамилии Пужатов (Вадим Бочанов).

Тут мы видим наших Петра и Павла из «Квартирника», теперь они Максим и Федор (Игорь Милетский и Константин Мухин), тем не менее, сущность их практически не меняется. И уже знакомый пьянчужка теперь носит до боли знакомую фамилию Мармеладов (Денис Пьянов). А его жена (Любовь Завадская), как ни странно, Катерина Ивановна. Вообще многие персонажи обретают литературные имена, и недаром, ведь они же теперь и разговаривают, как их литературные товарищи. Появилась в этой компании и Ксения Московская (Анна Екатерининская), желающая приобрести квартиру в «Питере». Не понятно, ни какая эпоха, ни откуда здесь все эти люди, а ощущение Петербурга остается: «Настоящее узнается немедленно.

Тема города по-разному проходит через творчество Достоевского, Белого, Хармса и других классиков, сочетаясь с музыкальными композициями героев рок-клуба, тоже типично петербургское явление. Со сцены звучат на этот раз песни не одного автора, но разных: здесь и Виктор Цой, Курехин, Олег Григорьев, петербургская колибри Наташа Пивоварова, группа «Умка и броневичок». С другой стороны, режиссер не до конца честен, потому что все-таки это не совсем современность, это, конечно, микс, но только рок-клуб закончился в 90-х. Однако и это можно понять, прикасаться к нашему времени сложное и неблагодарное занятие: зритель разучился отождествлять себя с происходящим на сцене.

«Тень города» – яркий портрет Петербурга, театральный памятник, открывающий такие милые городские тайны, но, опять же, понятные только жителям этого города. Спектакль, как и Петербург, замкнутая система. Гости культурной столицы вряд ли поймут, о чем речь, нужно дышать этим воздухом; например, Достоевский отнюдь не универсальный писатель, кажется, вся мировая к нему любовь повсеместно искусственна.

«Тень города» – спектакль-карнавал, ничто из происходящего на сцене не поддается обыденной логике. Какой город – такие и жители. Разводящиеся мосты, белые ночи, портвейн в весеннем дворике – разве может это происходить в каком-нибудь другом месте?

С другой стороны, режиссера можно было бы обвинить в однообразии, поскольку форма повторяется из спектакля в спектакль. Тем не менее, как передать атмосферу другим образом? Сергей Дрейден назвал «Квартирник» «спектакль-атмосфера». Действительно, визуальные образы часто возникают только в воображении смотрящего, значит, восприятие каждого сугубо индивидуально. Сложносочиненная театральная ткань рождает многообразие ощущений.

«Тень города» – переходный этап между «Квартирником» и «Жаром». Сложнее по структуре, чем первая часть трилогии, но все еще камерный, по сравнению с масштабным завершением проекта, спектакль окончательно утягивает зрителя в лабиринты метафизики Петербурга. Только в этом городе можно, гуляя ночью, познакомиться с Мармеладовым или наткнуться в коммуналке на затюканного интеллигента, боящегося слово молвить, памятуя об историческом опыте. И опять же – откуда, казалось бы, у молодых актеров знания для воплощения их персонажей, откуда чувства, силы?.. Конечно, бесспорно, но в этой команде есть какое-то единое зерно, посаженное и взращенное, что позволяет зрителю верить им и погружаться вместе с ними в городские недра.