2019 выдался богатым на юбилеи: круглые даты отмечают и фестивали, и театры, и премии. В Петербурге из ближайших юбилейных событий, которые давно вышли за пределы локальных, наиболее ожидаемое – это V Летний фестиваль искусств «Точка доступа», который стартует 15 июля и продлится две недели. В содружестве с журналом «Петербургский театрал» редакция «Вашего досуга» публикует гид по фестивалю.

Как устроен самый популярный петербургский летний фестиваль искусств.

«Точка доступа-2019» смещает привычные акценты и пересматривает принцип составления программы: в основном блоке организаторы собрали всего четыре спектакля – интригующие своими описаниями проекты от мастеров иммерсивного, визуального и саунд-театра из России, Швейцарии, Нидерландов и Франции. Эти проекты будут исследовать современного человека, его отношения с политической повесткой дня и характер уникальных связей, которые возникают между жителями одного города. Зрители увидят иммерсивную инсталляцию, станут участниками авторского концерта-путешествия, решат судьбу заключенного в рамках театрального судебного заседания и соберут спектакль в формате «музыкального автомата».

Значительно больше фестивального времени и пространства отведено для показов Свободной программы. Впервые введенный «Точкой доступа» в прошлом году, этот формат кажется одним из наиболее продуктивных для актуализации процессов в современной российской театральной сфере. Программа сформирована через open-call – участники едут в Петербург из разных городов России, чтобы показать публике и театральной критике свои работы. Каждая из них по-новому решает вопросы взаимодействия искусства с городским ландшафтом, зрителем, медиа-технологиями, изменениями политического и культурного свойства.

Показы будут идти в течение всего фестиваля, и, пожалуй, посетить как можно большее их количество – самый продуктивный способ поддержки независимого и актуального театра на сегодняшний день.

Другая важная часть «Точки доступа» – это Образовательная программа. В самом начале фестиваля, в промежуток с 15 по 19 июля, пройдут открытые лекции известных практиков и теоретиков современного театра. Об актуальных подходах и технологиях, о смелых проектах, которые провоцируют дискуссии на важные темы в пространстве культуры, расскажут знаменитый итальянский дуэт ricci/forte, профессор Колумбийского университета Арнольд Аронсон, мастер иммерсивного жанра из Голландии Дрис Верхувен. Кроме того, для участия в закрытых мастер-классах и практических занятиях были отобраны 60 человек со всей России: это артисты, режиссеры, художники, кураторы и драматурги. Основная цель Образовательной программы – через продуктивный диалог разных традиций, методов и подходов собрать максимально возможный объем культурного знания о современных арт-практиках.

Образовательная программа, собравшая театральных деятелей со всей страны, даст старт фестивальной лаборатории: показы эскизов, которые создадут участники за две недели репетиций, пройдут в педагогическом институте им. Герцена 29 и 30 июля.

Подробнее о событиях «Точки доступа»-2019.

Разнообразие проектов, собранных фестивалем в этом году – включая спектакли, перформансы и инсталляции от независимых коллективов, – само по себе тянет на важную для сегодняшнего дня идею полижанрового подхода к формированию программы. Такой формат близок изначальному замыслу «Точки доступа», которая во все годы стремилась знакомить Петербург с актуальным искусством. Однако до сих пор еще ни один российский фестиваль не собирал вместе такое количество разных театральных проектов – порой с совершенно полярными представлениями о том, какими способами стоит разговаривать с сегодняшним зрителем, какие темы его интересуют и чего он ожидает от современного искусства.

Основная программа откроется спектаклем нидерландского художника Дриса Верхувена «Прощай! / Fare Thee Well!». Чтобы увидеть эту театральную инсталляцию, зрителям придется воспользоваться телескопом: авторы обещают погружение в состояние, близкое к терапевтическому, благодаря специально настроенной оптике и поэтическому тексту о прощании со всем, что отжило свой век и готово освободить место для нового. Для этого на одном из балконов Ладожского вокзала установят оборудование и будут ждать зрителей каждый день фестиваля.

С 19 по 21 июля на Новой сцене Александринского театра будут проходить показы спектакля в формате судебного заседания «Пожалуйста, дальше (Гамлет)». Режиссерский дуэт из Швейцарии – Ян Дёйвендак и Роже Барнат – наделяет зрителей ответственностью, предлагая им самим решить судьбу Гамлета. Сюжет спектакля построен вокруг убийства Полония, отца Офелии. Главная интрига – помимо того, что именно зрители вынесут приговор, – в том, что разбирать дело будут реальные судьи, прокуроры и психиатры, ведущие практику в Петербурге.

Одной из важных премьер фестиваля станет проект Антона Адасинского – «Город теней». Это его первая работа после роспуска театра DEREVO, и она будет построена на сюжетах из эпохи становления творческого пути самого Адасинского. Зрителей посадят в автобус без окон, не сообщив финальной точки путешествия, – спектакль проложит своеобразный маршрут в реальность петербургских андеграундных художников и смелых экспериментов с синтезом искусств. Показы пройдут 16 и 17 июля.

Французская театральная компания «Энциклопедия слова» (Encyclopédie de la parole) представит спектакль-треклист «Jukebox Петербург». Создатели вместе с арт-идеологом компании Элиз Симоне проводят исследование звукового ландшафта города, результатом которого становится уникальная подборка аудио-документов, фиксирующих разнообразие темпа, интонации, индивидуальных особенностей речи местных жителей. Зрители смогут сами собрать музыкальный слепок Петербурга, причем на каждом показе – с 24 по 28 июля – это будет новый плейлист.

Самая масштабная часть «Точки доступа» – это Свободная программа. В нее вошли более 20 проектов из Смоленска, Москвы, Архангельска, Краснодара, Санкт-Петербурга.

Примечательно, что собранные вместе эти спектакли, инсталляции и перформансы не дают однозначного ответа на вопрос о том, что волнует современных художников и режиссеров. Очевидно, что диапазон тем и художественных концепций только расширяется: авторов интересуют и квир-проблемы, и формальные эксперименты с материалами, и документальные истории о прошлом и настоящем.

В Петербург едут как уже известные театральные команды – например, ЦТИ «Трансформатор» со спектаклем про ароматы и их сочетания «ЛАВ» (режиссер Элина Куликова) и экспериментальным проектом о коммуникации «Агрегация» (автор Юрий Сорокин), Мастерская Брусникина с моноработой Василия Буткевича «СОНМ» о маньяке Чарльзе Мэнсоне – так и огромное количество менее знаменитых авторов и коллективов, работающих в жанре иммерсивного, сайт-специфического искусства.

Чтобы дать хотя бы минимальное представление о разнообразии Свободной программы, стоит лишь начать перечислять: сеанс связи («CALL TУ GODOT»), трансжанровое событие с завтраком, консультацией имиджмейкера и дискуссией о нейросетях («Лучше, чем Dior»), прощание с «Квартирой» («День закрытых дверей»), документальный спектакль-променад о домах престарелых («За чертой»), прогулка с поэтом («Poe.Tri»).

Многие спектакли будут показаны всего один раз. Не упустите возможность получить доступ к современному театральному ландшафту.