Спектаклья Яны Туминой «Комната Герды», который идет в петербургском театре «Особняк» — предсказуемо стал триумфатором минувшей «Золотой маски» в категории театра кукол. Здесь и лучшая работа режиссера, и лучшая актерская работа. Театральный критик, куратор и эксперт кукольного театра Алексей Гончаренко рассказывает, почему интриги с победой этого спектакля не было.

Немолодая уже героиня не выходит из комнаты, но совершает ошибки. И так она отправляется в путешествие, вернее в путь. Возможно, в воспоминания, возможно, в закоулки совести. Нельзя сказать наверняка, спасла ли Герда Кая или сожалеет и корит себя за непоправимое прошлое. Сама она об этом не расскажет, слов в спектакле мало.

Режиссер Яна Тумина и художник Кира Камалидинова следуют сюжету и персонажам Андерсена, но не букве текста. С живым пространством трудно вступать в вербальный диалог, куда важнее предъявлять ему свои поступки. Сбросив личину старости, Герда оценивает свой возраст только в зеркале. Комната же подыгрывает и провоцирует. Стол выступит в роли реки, забравшей любимые красные туфельки и обманувшей девочку, не ответив на ее вопрос. Заколоченное окно отрывается, чтобы впустить в финале снежную бурю, красивую и грубую, исполненную с помощью крупных кусков пенопласта.

Комната — это не только пространство, но и время. На одной стене — фотографии, они из позапрошлого века, мальчик на них исчезает; в углу — лыжи с советского балкона и те самые поношенные красные туфельки с блеклым пальто. Вдруг качнется маятник, зазвенит таймер. Откроется очередная потайная дверь, а там на наклеенной газете зачеркнуты палочки, а потом, чуть ниже, нарисован знак бесконечности.

В спектакле играет Алиса Олейник — лирическая хулиганка. Ее Герда проникновенно исповедуется перед принцем: «Обозналась», — удивится-расстроится  она в финале. Ее Маленькая разбойница жонглирует словами «страшно» и «понятно», вооружившись не только пистолетом, но и странной шапкой, повязкой на глазу и меняющей мимику эксцентричной вставной челюстью, а еще балагурит и сочувствует. Бледная голова-маска и черное глухое платье Цветочницы на актрисе как будто поглощает Герду, сковывает, не дает дальше идти.

Верный партнер Дмитрий Чупахин играет с куклами и предметами, но его не видно, эта роль в программке так и называется – «Комната». В этом спектакле актер – собранный проворный перформер с тщательно продуманной партитурой своих невидимых зрителю передвижений и зримых, но загадочных перемещений в пространстве спектакля. Чупахин отвечает за материализацию и анимацию.