Старейшему профессиональному театру кукол России — Театру марионеток им. Е. С. Деммени — 100 лет. О том, как проходит юбилейный сезон, какие ожидаются события и премьеры, рассказывает главный режиссер театра Эдуард Гайдай.

Эдуард Петрович, как Театр марионеток отмечает юбилейный сезон?

У нас была идея, и мы ее придерживаемся: отмечать столетие не только одной датой, а устраивать на протяжении всего юбилейного сезона много разных праздничных событий. Мы начали сезон с торжественного открытия нового входа в театр, играл оркестр, был праздник и на улице, и внутри театра. Потом, в октябре, с успехом прошли гастроли в Москве. В ноябре открылась выставка старинных кукол в Шереметевском дворце «100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе», которая продлится до середины февраля. 1 декабря — дата официального образования театра и один из двух его дней рождения (второй день рождения — 12 апреля, День поднятия занавеса, когда театр открылся для зрителя). В этот день гостями театра будут многодетные семьи Санкт-Петербурга. Подготовлено праздничное представление-сказка. В фойе пройдет кукольная интермедия. Гости праздника получат возможность взять в руки кукол и почувствовать себя артистами. После всех событий в фойе и на сцене — угощение гостей в театральном буфете.

В дальнейшем это представление будет доступно для обычных зрителей?

Играть его как репертуарный спектакль мы не планируем, это такая разовая акция, специальный проект. А зрителей мы приглашаем на нашу премьеру (и это еще одно событие юбилейного сезона) — спектакль «Спящая красавица» — 22 декабря.

Расскажите о нем.

В этом спектакле переплетается несколько линий. Уходящий год — это же еще и Год балета, и год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа. Поэтому и мы решили прикоснуться к этой теме. Мы взяли за основу не сказку Шарля Перро, а либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского. Таким образом, один из авторов нашего спектакля — Мариус Петипа. Конечно, будут звучать цитаты из Чайковского, в том числе знаменитый «Вальс цветов», но основная часть музыки к спектаклю написана нашим композитором Татьяной Алешиной. Потому что это все-таки не балет, а музыкальное представление со словами, разыгранное в марионетках. Очень красивое представление, кстати, потому что кукол и декорации придумал заслуженный художник РФ Владимир Фирер. Надеюсь, для детей это будет вхождением в мир балета. После нашего спектакля им будет знаком сюжет и они смогут подготовиться к восприятию уже взрослых классических постановок по знаменитой сказке.

Спектакль адресован зрителям от 3 лет или постарше?

Обычно мы рекомендуем наши спектакли детям с 4 лет. Все-таки мы стараемся ставить спектакли, где есть ассоциации, сюжет, история, которую надо воспринимать. Мы рассчитываем на детей, которые, как минимум, понимают язык и могут внимать. И «Спящая красавица» — это не бэби-театр (хотя и такое направление у нас есть и пользуется спросом), а классический традиционный театр.

А есть в вашем театре такое, что одни и те же дети приходят на разные спектакли по мере своего взросления и как бы растут вместе с театром?

Наша задача ставить интересные спектакли, остальное происходит само собой. Им нравятся сначала одни наши представления, потом они вырастают и приходят на другие. А в глобальном смысле я считаю, что наш театр воспитывает будущего театрала, готовит маленького человека к большому театру. Если у ребенка останутся хорошие впечатления от наших спектаклей, ему захочется приходить в театр и тогда, когда он повзрослеет. Но если ребенок слишком мал и ему страшно только от того, что в зале погас свет, что бы там ни играли на сцене, то может произойти обратная реакция — он не захочет посещать театры и в будущем. Театр марионеток — больше классический театр, у нас не много интерактива. Здесь зрители учатся быть театральной публикой: прийти в театр красиво одетыми, посмотреть спектакль в зале, осмыслить его.

После новогодней кампании, где будет представлена премьерная «Спящая красавица», какие дальнейшие планы у театра?

А дальше, в феврале, будет юбилей спектакля «Цирк». Потом, в марте, — день рождения Евгения Сергеевича Деммени. 12 апреля — День открытия занавеса, о котором я уже говорил. Мы планируем масштабный творческий вечер, который, возможно, сыграем потом еще не раз. В июне мы примем у себя Международный театральный фестиваль Кукарт, который будет посвящен столетию Театра марионеток им. Е. С. Деммени и явится завершающим аккордом нашего юбилейного сезона.