В новом спектакле театра марионеток им. Е. С. Деммени «Снежная королева» (постановка Эдуарда Гайдая) в свете волшебного фонаря, laterna magica, оживает любимая всеми сказка, но не просто оживает: врывается в зал осколками волшебного зеркала, засыпает снегом, заливает северным сиянием. Сказка становится многомерной и в какой-то момент, сидя в темном уютном зрительном зале, ты вдруг ощущаешь себя в другом измерении — в холодных владениях северной царицы…

Театр не первый раз экспериментирует с видеопроекцией: чудесами соединения видеоряда и живого действия на сцене заведует актер Митя Тарасевич (он же исполнитель роли Кая и Принца). Мультимедийные проекции, использованные в спектакле — это, своего рода, глубокий реверанс в сторону дедушки современных технологий — волшебного фонаря XIX века. С помощью проекций и света в спектакле меняется погода, день сменяет ночь, появляются и исчезают детали интерьера, меняется место действия. В начале спектакля, как от взрыва, в зал летят осколки того самого волшебного зеркала, которые, попав в людские глаза и сердца, делают их злыми и бесчувственными. Сильное, интересное решение, не для малышей, для взрослых. Осколки не настоящие — это же видео, они пролетают сквозь тебя, но все равно сидишь и прислушиваешься: во мне точно нет злого осколка?.. Визуальные эффекты этого спектакля в сочетании с музыкой вызывают моментальный эмоциональный отклик в зале: удивление от осколков, восхищение от северного сияния, умиротворение от падающего снега, страх от лика Снежной королевы. Эмоциональная волна накрывает с головой (в некоторых моментах совсем маленьким деткам закономерно становится страшно), и в эти минуты ты, удивительное дело, всеми силами начинаешь тянуться к куклам, к главным персонажам этой истории, и более всего — к Герде (Светлана Есменеева), как к кому-то земному, настоящему, кто стоит ногами на земле (планшете) и переживает такие понятные чувства.

Куклы этого спектакля (художник Андрей Севбо) — голубоглазые, белокурые скандинавские дети Кай и Герда. Веселые, добродушные, смышленые, бедно одетые, но богатые своей дружбой. В их одежде нет ничего примечательного, она и не запоминается — запоминаются детали, наполненные смыслом и чувством — вроде шарфа, которым делится Кай с Гердой. Спектакль вообще не богат на яркие краски (художественное оформление Александра Алексеева), но тем выразительнее смотрятся алые розы — главный символ жизни и любви. Вокруг Герды и Кая много темного и пугающего: острой фарсовой фигурой смотрится Старушка-девочка (з.а. РФ Татьяна Томашевская), называющая себя Подружкой (в книге — хозяйка волшебного сада); не кажется дружелюбным Принц (без имени и без принцессы Эльзы), развлекающий своих подданных сеансами сновидений; привычно агрессивны Атаманша и Маленькая разбойница (з.а. РФ Лариса Жорина, Мария Неумоина). Злые белые шарики, Снежастики, абсолютно соответствуют своим киношным прототипам (для тех, кто помнит ужастик про зубастиков). От всего этого мало приятного окружения создается один устойчивый эффект, а точнее — сильное желание: чтобы все испытания закончились, Герда вернула Кая, и все опять стало хорошо. Потому и в финале наступает неподдельное чувство счастья, радости, удовлетворения и облегчения.

Сколько б ни было испытаний, какими бы непреодолимыми ни казались трудности, надо верить в свои силы, в добро и любовь. В финале уходящего года, весьма непростого и местами — просто жестокого, спектакль Эдуарда Гайдая отзывается в зрителях, во всяком случае, взрослых, какими-то такими чувствами. Для детей же это новая встреча с волшебным миром кукольного театра. Встреча таинственная и прекрасная.