Окончен обед. Вносят в комнату десерт. Это слово сладкое, легкое и вкусное. Да, вот и мы стихами заговорили, а все оттого, что очень любим десерты. Чего и вам советуем и сейчас расскажем про самые вкусные.
Но для начала...
…немного истории. Если верить словарям, то «десерт» — слово, заимствованное из французского языка, где dessert — производное от desservir — «убирать со стола». Иными словами, десерт буквально — «блюдо, которое подается перед тем, как убрать со стола». Этим термином во всем мире принято называть завершающие трапезу блюда, независимо от того, какими они являются по порядку подачи — третьими или пятыми. Термин вошел во все европейские языки с XVI века. В русском языке его долгое время заменяло слово «заедки», но с появлением такого понятия, как «закуски», оно с середины XVIII века исчезает из русской кулинарной терминологии, и с этого времени используется только «десерт».
Очень нежные
К слову, десерт вовсе не обязательно должен быть сладким. Это не синонимы. В Китае, например, сладким может быть и мясо, а в конфетах попадается перец и имбирь. А во Франции десертом часто служит сыр. Так что заканчивать трапезу вовсе не обязательно тортом с кремом. Хотя бы потому, что это тяжело для желудка, а еще потому, что искусные кондитеры предлагают миллионы вариантов гораздо более нежных и легких сочетаний. Сегодня в моде муссы — вспененные и нежные, на основе фруктов, кофе, шоколада и всего, чего душа пожелает. Есть, конечно, и весьма экзотичные примеры, например, муссы из грибов, но с чаем они как-то не очень, вам не кажется? Поэтому самые выигрышные сочетания — это ягоды и, например, ваниль.
Изумительно воздушные
Снискавшие мировую известность французские и австрийские кондитеры первыми стали подавать в изящных маленьких креманках взбитый с яичными белками фруктовый сок. Постепенно мусс стал немного гуще и потеснил крем, используемый при выпечке тортов. Например, всем известная хозяйка ресторанов «Квартира» (пр. Авиаконструкторов, 47; пр. Просвещения, 41; 1-я линия В. О., 36) делает мусс из мангового пюре и ванильного мороженого, выкладывает его на нежный бисквит, и — вуаля! — изумительно воздушный, ароматный и радующий глаз яркими цветами торт готов. Она же подтверждает собственным примером тот факт, что мусс можно делать из чего угодно, например, из сыра маскарпоне — и без того нежный продукт приобретает особенную легкость, а домашнее черничное варенье прекрасно его оттеняет.
Шеф-повар «Twiggy Cafe» (пр. Маршала Жукова, 41) тоже уверен: муссом десертную карту не испортишь. Наряду с мечтой детства — наполеоном, шоколадно-кофейным тортом, заварными пирожными со взбитыми сливками и прочими гастрономическими радостями — он готовит для гостей торт «Пряная клубника», в котором сочетаются нежность ванильного мусса и густой насыщенный вкус клубничного желе.
Спор за главенство в палитре десертов клубника может вести только с малиной. Более насыщенный и густой вкус последней, впитавший в себя теплое солнце, прекрасно оттеняется белым шоколадом. Поданные на тонком французском бисквите, эти два мусса носят название «Онтроме малина», и насладиться их вкусом можно в кондитерской «Онтроме» (наб. кан. Грибоедова, 58).
Самые необычные
Помимо классических чизкейков, тирамису и трюфелей, в Петербурге есть чему удивиться. Например, праздничному китайскому тыквенному десерту, который готовят в ресторане «Нихао» (Невский пр., 78). На вид это притягательно-рыжие маленькие тыковки, которые делаются — правильно — из тыквы, а еще рисовой муки и кокосового молока, кое-кому из сладкоежек они покажутся немного пресными, зато настоящие ценители новых гастрономических открытий по достоинству оценят их тонкий и оригинальный вкус.
Но все же будем справедливыми: открытия можно совершить, даже вкушая обожаемый многими тирамису. Гурманы для характеристики этого десерта часто пользуются классификацией «настоящий/не настоящий». Вообще-то итальянцы готовят тирамису с эспрессо (ведь и название его означает «взбодри меня!»). Как бы то ни было, наши петербургские повара стараются переосмыслить традиционный рецепт, и порой результаты действительно заслуживают внимания. Совмещает в своем тирамису нежность маскарпоне с легкой горчинкой желудей шеф-повар «Кококо» (ул. Некрасова, 8).