Не раз я слышала от рестораторов, что едва ли не самый сложный этап открытия нового заведения – выбор названия. Важно не только быть оригинальным, но и уметь одним словом возбуждать у сотен людей аппетит.

Обратите, например, внимание на рестораны, названные в честь пряных трав: благо, в Петербурге таких немало, и каждый заслуживает внимания. «Ароматные» рестораны я обнаружила не где-нибудь, а на Васильевском острове, который хотя и не претендует на звание гастрономического центра города, но служит родиной нескольких занимательных заведений, например ресторанов «Кинза» и «Бергамот».

Кинза, кориандр, koris?

Пряная кинза в Европе больше известна как кориандр. Слово, от которого происходит ее название я назову... если вы пообещаете никогда не шутить над поварами и запомнить, что в кулинарии используют только «взрослые», полностью выросшие растения. Koris по-гречески означает... «клоп». Назвали так несчастный кориандр за то, что его побеги (только побеги!) источают далеко не самый приятный аромат. Как известно, больше всех расположены к пряным травам восточная и кавказская кухни. В ресторане «Кинза» (Наличная ул., «Ленэкспо», 7-й павильон) можно отведать классические блюда Грузии, особенно шашлыки и выпечку. Последняя, кстати, заслуживает отдельных слов. Здесь пекут свои лепешки и свой хлеб, свежий и пышный, пахнущий теплом. И, конечно, очень много хачапури разных видов: по-мегрельски и по-аджарски, по-имертински и лобиани с фасолью. Есть и фирменные блюда – салат со свиной вырезкой «Кинза» и горячая свинина с картофелем, грибами, сметаной и сыром. Кориандра я в них не почувствовала, зато во многих других яствах кинза присутствует либо в роли ингредиента, либо как вкусное украшение.

Зеленый-презеленый...

Следующую «клумбу» с пряными травами, а вернее, ресторан с соответствующим названием, я нашла в самом центре. «Тархун» – еще одно удачное доказательство возможности симбиоза разных национальных традиций. Если Европа здесь отвоевала большую часть интерьера, то Кавказ завладел доброй половиной меню и атмосферой. Но, прошу прощения, я отошла от главной – травяной – линии. Итак, тархун, он же эстрагон – одна из самых непростых, но в то же время многогранных пряностей. С ним нужно уметь обращаться, знать меру, чувствовать его, и тогда он творит чудеса. Ведь не напрасно французские повара прозвали его королем трав.

Меню ресторана состоит из двух блоков – средиземноморского и кавказского. По совету своих знакомых из Грузии, я заказала ассорти кавказских сыров с тархуном, повергнув официантов в легкий шок. Оказывается, среди петербуржцев единицы знают, что тархун с сыром – это пища богов, и  попробовать эти продукты в сочетании действительно стоит. А дальше глаза разбежались: тут и суджук, и лобио, и кучмачи, и кутабы, и чкмерули…. И все вкусно. И почти все с тархуном и его «братьями по пряностям».

Съесть все – и остаться в живых

Выбирая третий ресторан, я направила взор на западную кухню – и мгновенно увидела «Бергамот» (ул. Беринга, 27). Меню оказалось очень разнообразным. В робкой надежде облегчить свой выбор, я уточнила у официантов, что из перечисленного – с бергамотом. И поняла, что умру от обжорства, потому что шеф-повар практически во все блюда добавляет бергамотовое масло. Благодаря творческому подходу шеф-повара и аккуратному внедрению термина «фьюжн» в кулинарную практику, в «Бергамоте» оказалась интересная и очень разная кухня. В большом разнообразии салатов выделяются салат из оленины и теплый салат «Андижан» с языком, курицей, свежими овощами и запеченными баклажанами. На горячее можно рекомендовать стейк «Бергамот» и филе тихоокеанского палтуса. Не хватало только десерта с бергамотом, но, возможно, когда-нибудь в меню появится и он.

Базилик на десерт

А вот в ресторане «Базилик» шеф-повар использует упомянутую в названии пряность, что называется, «по полной». Помимо домашнего лимонада с базиликом, радующего глаз насыщенным зеленым цветом и пряным освежающим вкусом, на десерт можно отведать базиликовое мороженое на домашней вафле.

Так что в итоге можно сказать, что пряности не зря ценили в Средние века на вес золота: они делают любое блюдо особенным, а их сочетание позволяет повару выразить свою индивидуальность. Жаль, конечно, что петербургский климат не располагает к тому, чтобы каждый ресторан мог обзавестись парой грядок, на которых бы выращивали душистые травы. Может, реализовать эту идею, и пряных трав в нашем городе станет больше?