Почему выпускник Военмеха и конструктор советских подводных лодок, неоднократно отмеченный правительственными наградами за свой сверхсекретный и такой важный для страны труд, был одержим страстью к хрупкому и тонкому фарфоровому материалу, для нас теперь навсегда останется загадкой. но этот легко разбивающийся мир теперь, после смерти коллекционера, открыт для нас.

По крупицам...

Да и жизнь самого Бориса Иванова нынешним хранителям коллекции пришлось собирать, что называется, по крупицам. И неудивительно: наследников не осталось, обширных связей у инженера «закрытого» предприятия не было, о его увлечении – коллекционировании фарфора и фаянса — знали хорошо только близкие друзья. Ребенок военного времени, вернувшись из эвакуации в Ленинград, он начнет сначала собирать в память о погибшем отце книги, изданные в блокадном городе. Выпускник Военмеха, интеллигентный и безукоризненно воспитанный, ценитель поэзии Серебряного века и поклонник театра, любивший и в коммунальном быту красоту и уют, хлебосольный хозяин и гурман.

Скорее всего, начал собирать свою хрупкую коллекцию Борис Иванов после выставки «Советский художественный фарфор завода им. М. В. Ломоносова», которая прошла в конце 50-х в Русском музее. И поначалу стал приобретать именно изделия этого завода, помечая красным карандашом в каталоге выставки те предметы, которые стали его собственностью.

Друзья стали делать коллекционеру подарки, что-то он получил в подарок даже из-за границы — от китайских партнеров. Но, конечно, ни выехать на западные аукционы, ни приобрести фарфор за границей «невыездной» инженер не мог.

Коллекция без собирателя

«Фарфоровое» собрание разрасталось. Из каждой командировки по стране Иванов привозил новый экспонат для своей коллекции, за поступлениями комиссионных Ленинграда и Москвы он наблюдал внимательно. Появились друзья и в Мухинском училище, возник и интерес к современной керамике. Это случится уже в 70-е и 80-е годы. Появились в коллекции редкой красоты работы начала века — эпохи модерна, а потом и уникальный фарфор XVIII–XIX веков, русский, немецкий, английский...

Вазы и чаши, детали сервизов и фарфоровые статуэтки, декоративные тарелки и панно... В этой коллекции, как в зеркале, отражается и личность самого собирателя, его интересы и пристрастия: декоративные тарелки с изображением героев шекспировских драм и пушкинских сказок, целая серия фарфоровых балерин и танцовщиц, вазы и чаши, на которых расцветают фантастической красоты растения, тарелки, украшенные замысловатым орнаментом...

Его коллекция и сегодня поражает не просто многообразием, но особым, тонким вкусом собирателя. Наверное, была и своя система у непрофессионального коллекционера. Правда, мы о ней уже не узнаем – дневник, в котором Борис Иванов вел записи, связанные с коллекцией, утерян. А после смерти коллекционера его собрание (более 1400 предметов), оставшееся в его личной квартире на пр. Стачек, 19, к счастью, не пропало и в 1989 году было передано райфинотделом в Елагиноостровский дворец-музей.

Но только сегодня появилась уникальная возможность представить это собрание во всем его многообразии, а главное – отдать дань памяти удивительному коллекционеру.

Выставка «Хрупкий мир Бориса Иванова» открыта до 6 июля.