Знаменитая коллекция шедевров сюрреализма из собрания Веры и Артуро Шварц наконец-то добралась до Эрмитажа и представлена петербуржцам на открывшейся выставке «Дада и сюрреализм».

Как ни обидно, но своей коллекции сюрреализма у Эрмитажа за все 250 лет его существования так и не появилось, а вот Музею Израиля невероятно повезло — ему посчастливилось получить в дар бесценные сокровища из богатого собрания Шварц, которые, вместе с другими подарками и пожертвованиями, представляют огромную художественную ценность. Сейчас израильская коллекция искусства дада и сюрреализма насчитывает более 800 произведений искусства, в том числе таких известнейших художников, как Марсель Дюшан, Ман Рэй, Жан Миро. Картины, реди-мейды, фотографии, книги, рукописи, письма — коллекция пополнялась за счет щедрых даров музеев со всего мира.

И вот, наконец, легендарно известный писсуар Дюшана, «Замок в Пиренеях» Магритта, фотографии Розы Селяви – женского альтер-эго Дюшана — и многие другие знаковые образцы сюрреализма наконец-то увидят и петербуржцы. На экспозиции показаны живописные произведения, коллажи, скульптуры, относящиеся к разным периодам дада и сюррелизма вплоть до поздних работ Джозефа Корнелла, Александра Колдера, Брассая.


Конечно, дадаизм и сюрреализм не терпит неподготовленного зрителя. Привычные, казалось бы, вещи, вдруг сопоставляются совершенно неожиданным образом, дезориентируют, сбивают с толку, стирая границы между жизнью и искусством, подсознанием и реальностью.


Рэди-мэйды дадаизма, зародившегося после трагической Первой мировой войны, создавались как вызов художникам, работавшим в классических техниках, способам их самовыражения. Выставлявшиеся дадаистами расчески, вешалки, бутылки впервые вывели на первый план не экспонат, а идею, стоящую за ним. Дадаисты нарочно сводили к минимуму — как ценность оригинального предмета искусства так и труд, мастерство художника.

Значительное влияние на сюрреалистов оказал Марсель Дюшан, чьи творения появились еще до войны. Биоморфизм прочно укрепился в инсталляциях, картинах, фигурах. Художники работали на грани между фигуративным и абстрактным искусством, вовсю интересовались экзотической культурой, магией, алхимией, сверхъестественными явлениями. Макс Эрнст, один из членов международной группы дадаистов, полагал, что художнику следует вернуться к духовной гармонии с природой, вытесненной западным рационализмом и стремительным развитием технологий. Сюрреалисты дали выход иррациональному, не боясь шокировать, и таким образом навсегда изменили язык искусства.


Петербуржцам предстоит заново открыть для себя поэтический потенциал привычных предметов в волшебном мире сюрреализма.


Способность выйти за рамки привычного толкования вещей, раздвинуть границы воображения, посмотреть на обыденность и простые вещи под новым углом — вот, пожалуй, основные качества, без которых будет невозможно сближение зрителя с культурой дада и сюрреалистов.