Биеннале «Форма» — итог сотрудничества Государственного Эрмита­жа и Фонда «ПРО АРТЕ». Только что Эрмитаж был награжден за проект «Манифеста» «Музейным Олимпом-2014». Следующий смелый шаг — проект дизайнерский.

«Музейный дизайн — это архитектурные и дизай­нерские приемы и находки, предназначенные для обустройства музейной среды. Это обширное по­нятие, включающее архитектурное решение му­зейного пространства, дизайн постоянных экспозиций и временных выставок, новые представления музейной навигации, дизайн музейной печатной продукции и многое другое. Важной частью совре­менного музейного дизайна является забота о по­сетителях с ограниченными возможностями».

Риск — это дело

Эта биеннале – эксперимент не только для Эрмитажа. Дизайн для России и для Петербурга в частности — тема, как правило, болезненная и чаще всего неуспешная. Лучшие дизайнерские школы, проекты, фестивали — это, увы, не наша история. Скорее история наших со­седей – например, маленькой Финляндии. Пара дизай­нерских галерей и ежегодно пробивающаяся «сквозь тернии к звездам» «St. Petersburg Design Week» — вот, пожалуй, и все достижения Северной столицы в этой области. Однако риск не только дело благородное, но и необходимое. Для того чтобы на болотистой питер­ской почве прорастали все же новые семена.

В программе...

В программу биеннале входят, во-первых, серия выста­вочных проектов, среди которых несколько музейных навигаторов — например, для Музея-квартиры Шаля­пина — очень интересной музейной площадки, с отлич­ной командой, но сложно раскручиваемой по причине и своей специфичности, и своего местоположения. К работе над выставками и экспозициями приглашены и отечественные, и зарубежные дизайнеры и дизайнер­ские бюро. Сам Эрмитаж, который отмечает в этом году юбилей, представляет выставку «История Эрмитажа в зеркале витрин», лекции дизайнеров и архитекто­ров, для специалистов – экскурсии по новым экспози­циям отдела Востока, отдела Античного мира и отдела археологии Восточной Европы и Сибири.

Дизайн-путеводитель


Инверсия / ГМЗ «Гатчина»
Дизайн: Андрей Вовк / Ralph Appelbaum Associates (RAA), США – Россия


Проект «Инверсия» предлагает увидеть прошлое и настоящее Гатчинского дворца сквозь стены про­зрачного куба и поразмышлять на тему сохранения культурного наследия. Куб-капсула дает посетителям возможность увидеть «закулисье» музея, те залы, ко­торых еще не коснулись инструменты реставраторов и которые сохранили следы далекого и совсем недав­него прошлого, живые отпечатки истории. Прозрач­ные стены куба позволяют наблюдать за процессом реставрации и одновременно являются экраном, на котором демонстрируются старинные фотографии интерьера, материалы научной реконструкции, ин­тервью со специалистами.

А также проект навигации в музее-заповеднике «Гатчина». Дизайн: Александр Менус, дизайн-студия «Своя школа», Санкт-Петербург.

«Поле боя – госпиталь» / Государственный Мемори­альный Музей Обороны и Блокады Ленинграда


Дизайн: Barnbrook (Великобритания)


Выставка «Поле боя – госпиталь» расскажет об истории военной медицины Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Экспозиция посвящена подвигу военных врачей, которые, рискуя своими жизнями, спасали жизни чужие, возвращали в строй воинов, оказывали помощь гражданским лицам. Выставка занимает особое место в программе подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

«На память о памятнике» / Государственный Музей Городской Скульптуры. Новый Выставочный зал


Дизайн: Арне Кворнинг / Kvorning Design & Communication (Дания)


Выставка расскажет историю бытования наиболее известных петербургских памятников с помощью от­крыток из коллекции Музея городской скульптуры. От­крытки – особый иконографический материал, способ­ный дать представление о памятнике, его состоянии, сохранности деталей в разное время, проследить, как со временем менялся городской пейзаж в окружении памятника, как памятник становился свидетелем го­родских торжеств или драматических событий. Помимо рассказа об истории открыток, посетителей выставки также ждет коллаж из более чем 1500 открыток, ко­торые благодаря оптическому эффекту будут склады­ваться в единое изображение.

А также «Триумфу Российской императорской гвар­дии» / Государственный музей городской скульптуры. Выставочный зал «Нарвские триумфальные ворота» / Дизайн: Егор Ларичев, Дмитрий Барьюдин

Дизайн навигации для Дома-Музея Ф. И. Шаляпина


(Филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства)
Дизайн: Пия Пирхонен, Сами Хоппания/ Intro Design (Финляндия)


Дизайнеры разработали новую систему навигации для музея, начиная с уличных стрит-лайнов и информацион­ных стендов и вплоть до этикеток в экспозиции. Музей должен быть заметен, у него должен быть узнаваемый имидж, дорогу в музей должно быть просто отыскать, а разъяснительные надписи в экспозиции и даже тури­стическая информация во входной зоне музея должны быть легко читаемы и красиво оформлены. Специали­сты финского дизайнерского агентства Intro работают над созданием нового имиджа музея, используя архив­ные материалы и фотографии.

Выставка «Занимательная археология» / Мемориальный Музей «Разночинный Петербург»


Дизайн: Никита Сазонов


В 2012 г. Институт истории материальной культуры РАН передал в фонды музея уникальную археологическую коллекцию – свыше 5000 единиц хранения, которая от­ражает быт «Разночинного Петербурга». Археологиче­ская коллекция — богатый материал для исследований — позволяет музею воссоздать быт «непарадного» Петер­бурга и познакомить с ним посетителей.

На основе материалов из археологической коллекции, с помощью приглашенного дизайнера, музей создает интерактивную выставку «Занимательная археология», на которой каждый посетитель может стать исследова­телем. Зрители попадут внутрь археологического рас­копа, где им предложат примерить на себя роль археолога. Каждый предмет, найденный археологом, несет целый пласт информации, а группа находок позволяет воссоздавать исторические сюжеты.

А также новые музейные экспозиции: в Государ­ственном музее политической истории России — «Че­ловек и власть в России в ХIХ–ХХI вв.», Мастерская М. К. Аникушина (филиал Государственного музея го­родской скульптуры), выставки Государственного му­зея архитектуры им. Щусева (Москва) — «Музейный кластер» и «Дом Мельникова» — в Центральном музее связи имени А. С. Попова.

«Зрелища Хлеба. Новые идеи для Музея» / Санкт-Петербургский Музей Хлеба

В рамках биеннале в музее пройдет выставка «Музей­ный плакат», где будут представлены результаты меж­дународного конкурса музейного плаката для молодых дизайнеров, который проходил в трех номинациях: «Санкт-Петербургский музей хлеба. Рекламный пла­кат», афиша к выставке «Вкус хлеба», афиша к выставке «Хлебные машины: от зерна до пекарни».