Марина Шикова
16 октября 2014

Элементарно!

«Вы смотрите, но вы не замечаете, а это большая разница», — слова великого Шерлока Холмса вполне могли послужить эпиграфом к выставке в старейшем военном музее страны.

Этой экспозицией музей начинает серию выставок, посвященных оружию литературных героев. И хотя Конан Дойл называл рассказы о Холмсе ни к чему не обязывающим чтивом и был раздосадован их популярностью, поскольку считал себя автором исторических романов, выбор именно Холмса в качестве героя первой выставки не случаен. В этом году отмечается 155-летие со дня рождения писателя, кроме того, книги о Шерлоке Холмсе и его верном друге и «историографе» Джоне Ватсоне по-прежнем пользуются огромной популярностью, не говоря уже о многочисленных фильмах, и в первую очередь о телефильме Игоря Масленникова, признанном даже щепетильными англичанами совершенной экранизацией.

Правда, кураторы решили внести ложку дегтя в бочку меда — один из разделов этой весьма скромной по масштабам выставки рассматривает ленту Масленникова как раз на предмет оружия, использовавшегося во время съемок. Оказывается, в фильме, где атмосфера викторианской Англии воссоздана с невероятной точностью, все же есть несколько ляпов, которые обычным зрителям не видны, зато эти «подмены» легко могут обнаружить профессионалы. Заметим попутно, что сам Конан Дойл в рассказах не упоминает о конкретных типах оружия, поэтому нужно обладать специальными знаниями, чтобы заметить неточности. Разумеется, уличить авторов фильма в исторической небрежности никто не собирается, а такой ход интересен прежде всего тем, что здесь же представлены и «реалии» — образцы оружия (количеством около 30): револьверы, духовые ружья, пехотные шпаги конца XIX века — такими мог пользоваться Холмс, известный любитель фехтования.

Посетители также смогут узнать о том, почему герой артиста Брондукова инспектор Лейстред, вопреки уверениям, не мог носить в заднем кармане бриджей громоздкий германский райхсревольвер (его мы видим в фильме), а, скорее всего, носил компактный «веблей», предназначенный для британских полицейских. Какую тайну могла хранить обычная прогулочная трость английского джентльмена – примерно та, которой Холмс отгонял ядовитую змею в «Пестрой ленте». Как выглядела винтовка полковника Морана и револьвер «бульдог», с помощью которого леди Ева Брэкуэлл расправилась с «королем всех шантажистов» Милвертоном.

Среди экспонатов представлены и иные вещи, имеющие непосредственное отношение к викторианской эпохе: портреты преступников и полицейских, книги конца XIX века, которые могли находиться в библиотеке Холмса, например, справочник «Современное охотничье и нарезное оружие» 1882 года или пособие по взрывчатым веществам. «Иногда вещи могут сказать о людях больше, чем люди о вещах», — заметил как-то Холмс. Это же элементарно! Кстати, фраза «Элементарно, Ватсон» не принадлежит Конан Дойлу, ее в 1915 году придумал П. Вудхауз, автор цикла романов про Дживса и Вустера.

Отзывы о «Элементарно!»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Петербурге

Самое время открыть культурную сторону города с новой стороны и еще раз полюбить «Петра творенье».

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

Не совсем обычные, но очень интересные музеи.

31 янв. — 19 мая | Эрарта, фотография 31 янв. — 19 мая

18 февр. — 20 мая | Михайловский замок (Русский музей), декоративно-прикладное искусство, живопись, исторический 18 февр. — 20 мая

Шестая выставка из цикла «Сага о Романовых»

Выбор редакции

31 янв. — 25 мар. | Мраморный дворец (Русский музей), фотография 31 янв. — 25 мар.

24 янв. — 1 апр. | Строгановский дворец (Русский музей), графика 24 янв. — 1 апр.

21 февр. — 15 апр. | Корпус Бенуа (Русский музей), живопись 21 февр. — 15 апр.

Небольшая мемориальная выставка к юбилею А.В. Мыльникова.

1 мар. — 10 мая | Nautilus, тематическая выставка 1 мар. — 10 мая

1 февр. — 6 июн. | Эрарта 1 февр. — 6 июн.

Уникальная выставка французской художницы в Петербурге.

14 февр. — 22 апр. | Эрарта, графика, живопись, современное искусство 14 февр. — 22 апр.

Оригинальные образы будущего и облик постчеловека.