В мире действуют сотни музеев, посвященных морской тематике. Они неизменно привлекают тех, кто влюблен в море, кто бороздил водные пространства или лишь мечтает об этом. «ВД» представляет подборку самых интересных морских музеев мира.

Гимн изобретательству

В Lennusadam, или Летную гавань — новый морской музей в Таллине (от Ратушной площади пешком 15-20 минут) — стоит идти даже не ради экспонатов, а за настроением, атмосферой. Здесь все оформлено в  технократическом духе — от главного зала до туалетов и сувенирной лавки. Музей находится в ангаре, который вообще-то лет сто назад построили для хранения гидропланов. Несмотря на возраст здания, сам музей может похвалиться тем, что при его создании использованы новейшие технологий. Например, электронные билеты или интерактивные стенды с рассказами об экспонатах.

Самый популярный экспонат — построенная в Великобритании подводная лодка «Лембит» водоизмещением 600 тонн. Она служила во время Второй мировой войны под советским флагом, а музейным экспонатом стала только в 2011 году. Посетителей пускают на борт, так что теперь каждый может почувствовать себя подводником. Правда, для этого придется постоять в очереди. Еще длиннее очередь в забавную желтую подлодку, многим почему-то кажется, что оказавшись в ней, они встретятся с чудом. На самом деле внутри... крошечный кинозал, сидя в котором зрители «отправляются на желтой подлодке в кругосветку». Развлечение скорее для детей, взрослым киносеанс можно пропустить.

А вот Short Type 184, полномерная копия английского гидроплана, который так же использовался в эстонских вооруженных силах, — действительно очень интересный экспонат. Это первый самолет, атаковавший корабль врага выпущенной с воздуха торпедой. Рядом с ангаром разместилась коллекция исторических судов, в том числе ледокол Suur Toll, самый большой в Европе корабль на паровом двигателе.

Мирный «Вампир»

В Порту Дарлинг в Сиднее находится Национальный морской музей. Его гордость — большое собрание морских орудий, в котором несколько сотен экспонатов. Часть музейной коллекции находится в помещении, а часть — несколько кораблей и подводная лодка Onslow – в Гавани.  Если знаете английский, то лучше гулять по Гавани с гидами-волонтерами, как правило, они неплохо осведомлены и рассказывают много интересного. Любопытно посмотреть на лодки аборигенов, которым несколько сотен лет, а для сравнения — на макеты огромных современных лайнеров.

Один из кораблей — HMAS Vampire 2, военное судно, построенное в Сиднее после Второй Мировой Войны и списанное в 1986 году. Судно не принимало участия в военных действий, 4.5 дюймовые пушки по врагу ни разу не выстрелили, его использовали в основном для проведения тренировок и учений. А свое необычное и устрашающее название «Вампир» получил за то, что его пушки, как зубы вампира, расположены в два ряда. Уникальность этого корабля в том, что это последний в Австралии пушечный корабль, потом флот стали оборудовать ракетами.

Еще один приметный экспонат — корабль Endeavour, примерная копия судна Джеймса Кука. Сегодня даже представить сложно, как на таком — не побоимся этого слова — суденышке помещалась команда из 60 человек! Питание было скудным, в трюмах водились крысы, а туалет был... за бортом. Тем не менее, именно на таком судне мореплаватель совершил в 1768-1771 годах свои самые известные кругосветные путешествия, принесшие Британии новые колонии.

Галера, которая боится волн  

Морской музей в Барселоне — один из самых посещаемых. Он расположился в здании бывших Королевских верфей Драссанес — здании, которое, право слово, и само по себе заслуживает внимания, а уж сколько интересного оно хранит внутри… Гордость музея это, конечно, копия 30-баночной 2-мачтовой галеры Real, флагмана Дона Хуана Австрийского в знаменитой битве при Лепанто. Она была создана в 1971 году в честь 400-летия эпохального сражения между европейским и турецким флотом.

Кропотливая работа по разработке чертежей и реконструкция галеры и ее роскошного убранства (говорили, что оно не имело себе равных) заняла около пяти лет, что понятно: специалистам хотелось сделать не просто копию, а судно максимально похожее на оригинал, имевшее 60 метров в длину и 22 метра в ширину. Его отделка была сделана в стиле барокко, только-только входившего тогда в моду в Европе. Надстройка на юте снаружи была украшена чередующимися скульптурами и живописными картинами на античные и библейские сюжеты, обилие покрытой золотом резьбы по дереву придавало галере королевский вид. А вот узкий мелкосидящий корпус вкупе с широкой платформой, уложенной на боковые кронштейны, делал ее недостаточно устойчивой и маломореходной. В результате Real использовалась только при отсутствии волн, а непогоду пережидала в портах и бухтах.

Среди экспозиций музея — капитанская каюта и кубрик матросов, водолазное снаряжение, коллекция приборов для морской навигации и карты. А на выходе из музея обязательно обратите внимание на старый-престарый батискаф. Этому автономному подводному аппарату уже больше 150 лет! Таких экземпляров в мире сохранилось немного.

Кортики и кариатиды

Национальный морской музей, который находится в лондонском Гринвиче, был открыт королем Георгом VI в апреле 1937 года. В его коллекции около 2,5 млн. экспонатов, рассказывающих и об истории мореплавания в целом, и об истории британского флота, в частности. Здесь много тематических экспозиций. Например, «Ранг и стиль» — о морском обмундировании, «Пассажиры» — о трансатлантических путешествиях, закончившихся в 1957 году, когда большинство пассажиров предпочли летать самолетами, «Океаны открытий» — о плаваниях Кука, Скота и Шелктона… На мониторе можно увидеть документальные кадры о «Титанике», в витринах — уцелевшие вещи его пассажиров.

На 3-м этаже музея много познавательных интерактивных экспозиций для детей и взрослых. Здесь, например, можно встать на капитанский мостик и попробовать привести к берегу колесный пароход. В музее собрана большая коллекции оружия, кортиков, пистолетов, абордажных приспособлений. Выставлена и военная форма различных времен, медали, элементы обмундирования. Весьма интересна и коллекция кариатид — скульптур, устанавливаемых на носу кораблей. Музей в Гринвиче  считается крупнейшим в Великобритании по морской тематике. Выставки из его фондов часто проходят и в Доме королевы, который находится рядом. Кстати, вход и в Национальный морской музей и в Дом королевы бесплатный.

Каюта короля и астролябия

В коллекции Морского музея в Лиссабоне, открытого в 1863 году, — более 17 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории флота, эпохе великих географических открытий, моряках и путешественниках. Любопытно, что морской музей располагается не в отдельном здании, а внутри старинного монастыря Жеронимуш. В музейных залах — настоящие лодки, каравеллы, парусники, а также детали корабельной оснастки,   кресты, которые путешественники устанавливали на вновь открытых землях, графика, живопись. Один из залов целиком воспроизводит обстановку королевской каюты. В музее собрана самая большая в мире коллекция астролябий — приборов для определения широты. В зале географических открытий — подлинные вещи, принадлежавшие первооткрывателям.

Старейший экспонат музея — деревянная фигура Архангела Рафаила, которая сопровождала знаменитого мореплавателя Васку да Гама в его путешествиях в Индию. Здесь представлена также полная коллекция португальских морских мундиров, начиная с образцов 1896 года и заканчивая униформой 1961 года.

А легендарное судно — парусный фрегат Fragata D. Fernando II e Gloria — хотя и  пришвартовано на реке Тежу, но также относится к Морскому музею. Этот изящный парусный фрегат с пятьюдесятью пушками на борту был построен в 1842 на верфях Дамау в Индии. Корабль активно использовался на протяжении 30 лет и прошел более 100 тысяч миль — почтенный старина, вызывающий искреннее уважение. И обязательно зайдите в магазин сувениров при музее — лучшего подарка, для тех, кто бредит морем или просто влюблен в него, чем здесь, нигде не найти. Да, по воскресеньям вход в музей бесплатный.

Лодка для Туве Янссон

Морской центр «Велламо» был открыт в финском городе Котка в 2008 году в специально построенном здании в порту. Здание довольно необычной, если не сказать, нестандартной формы, похожее на стеллажи с рядами канцелярских папок, вечерами оживает и становится привлекательным благодаря подсветке. Кому-то оно очень нравится, у кого-то вызывает улыбку. Собственно говоря, морской центр состоит из двух музеев и большого зала лодок.

Первый — это музей Кюменлааксо, который рассказывает об истории и дне сегодняшнем региона. Второй — Морской музей Финляндии — рассказывает об истории финского мореплавания. «Но мореплавание, по существу, носит международный характер. Финны ходили по всем морям мира – и под Полярной звездой, и под Южным Крестом», — говорится на сайте музея. В коллекции — большая подборка навигационных приборов, от старинных до современных. Найденные корабельные обломки и предметы с затонувшего в 1747 году «Св. Михаила», рассказывают о морской жизни прошедших времен.

А в лодочном зале главное место занимает парусная яхта, на которой Томас Йоханссон и Юрки Ярви выиграли золотую медаль на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году. Проникнуть в мысли и раздумья автора мумми-троллей можно на деревянной лодке Victoria — судно, принадлежавшее Туве Янссон, было построена более полувека назад. Летом писательница жила на небольшом острове Клувхару, куда и добиралась на этой лодке. Из  музейных минусов отметим практические полное отсутствие надписей на русском языке, хотя посетителей из России здесь всегда очень много, ведь Котка находится недалеко от границы.

Мистик и Спилберг

Музей Америки и моря в городе Мистик (Коннектикут) необычен уже тем, что находится под открытым небом. Он занимает 15 га на берегу реки, которая тоже называется Мистик. История необычной коллекции началась в 1929 году, когда в городе была создана «Морская историческая ассоциация», в свою очередь открывшая небольшой музей, известность которого поначалу не выходила за пределы Мистика. Но создатели очень старались, настойчиво отыскивая интересные и редкие экспонаты. И, наконец, спустя 12 лет такой объект попался: «Чарльз У. Морган» — легендарное китобойное судно, полностью сделанное из древесины и спущенное на воду за сто лет до этого.

Сегодня известность музея перешла границы США, четыре корабля из его собрания занесены в реестр исторических памятников Америки. В фондах музея - более 20 тысяч экспонатов, в том числе самая большая в мире коллекция судостроительных инструментов, 550 моделей кораблей, а еще — двигатели, мебель, рыболовные принадлежности, навигационное оборудование и многое другое. В библиотеке музея — более 130 тысяч фотографий, 17 тысяч книг, около 2 тысяч карт.

Сам музей по сути представляет собой макет американской портовой деревни XIX века с 60 зданиями, многие из которых были привезены из других уголков США и отреставрированы, ремесленными постройками, макетами парусных судов. Каждый июнь на территории музея проходит морской музыкальный фестиваль, который считается самым крупным в США. Между прочим, Стивен Спилберг снял в Мистике часть фильма «Амистад», теперь макет киношного корабля тоже находится в музее. Ежегодно музей Америки и моря посещает 400 тысяч туристов.

Почувствуй себя викингом

Если будете в Дании, обязательно посетите Музей кораблей викингов в Роскиле. Это один из самых интересных музеев подобного рода. В 1962 году в фьорде Скульделев у Роскила нашли на дне пять кораблей викингов примерно начала XI века. Исследователи пришли к выводу, что корабли были затоплены умышленно: они стали своего рода барьером, который преградил вражеским судам вход в гавань. Поднятые со дна и тщательно отреставрированные суда и положили начало коллекции будущего музея в честь викингов, тем более, что были они искусные мореплаватели, говорят, что когда-то умудрились побывать даже у берегов Канады. За 45 лет своего существования музейные коллекции разрастались, расширялось и достраивалось и  здание музея, который имеет теперь даже свою верфь и гавань.

На верфи посетители могут понаблюдать за работой мастеров-корабелов, увидеть старинные инструменты, прочитать на стендах много интересной информации (на английском и датском языках) о жизни викингов и даже, за отдельную плату, представить себя викингом, отправившимся в плавание. Правда, сначала придется надеть спасательный жилет. Кстати, Музей кораблей викингов с недавних пор решил зарабатывать на своих экспонатах, и выставляет на продажу копии кораблей. Так, копия норвежского 10-метрового корабля «Гокстад», останки которого были найдены в 1880 году и хранятся в музее в Осло, обойдется в 160 тысяч евро. А самый дорогой экспонат — 12-метровая копия торгового корабля — оценен аж в 400 тысяч евро.

С Туром на плоту

Настоящим романтикам дорога в Музей Кон-Тики, что находится в Осло на полуострове Бюгдёй. Этот небольшой музей был открыт в 1950 году. Главный экспонат, конечно же, - плот «Кон-Тики», в частично оригинальном, частично восстановленном виде, на котором известный норвежский путешественник Тур Хейердал в 1947 году пересек Тихий океан от Перу до Полинезии. (Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят самими путешественниками фильм, показ которого проходит в музее ежедневно ровно в полдень.) Плот был построен в Перу из девяти бревен бальсового дерева длиной от 10 до 14 метров.

«Кон-Тики» имеет острый нос, который улучшал его судоходные качества и увеличивал скорость. Уникальность судна в том, что оно было собрано без единого гвоздя и все его части были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест — инки. Заметим, что в фондах музея немало собрано предметов, которые некогда использовали отважные путешественники. Ежегодно Кон-Тики посещают примерно 200 000 человек, а всего, с момента открытия, музей посетили более 16 миллионов туристов со всего мира.

Построили и закрыли

Морской музей Осаки — один из самых новых и... самых известных в мире. Необычно уже само здание музея: огромный серебристый купол весом 1200 тонн лежит прямо в заливе, в 15 метрах от берега. Специально были разработаны технологии и материалы для защиты здания от воздействия ветра и волн, а также от землетрясений. Его строительство обошлось в 12,8 млрд йен (около 130 млн долларов). Осака с давних времен была центром морских перевозок, поэтому и место для музея выделили именно здесь. Строительство началось в 1998 году, а открытие состоялось летом 2000 года.

Под куполом — четыре этажа общей площадью 14 тысяч м2, на каждом из которых представлены коллекции — кораблей-экспонатов, инвентаря, гравюр укие-э (направление в японской живописи, для которого характерны картины обыденной жизни), реплик носовых украшений судов, инструментов кораблестроителей и других вещей, связанных так или иначе с морем. Самой большой достопримечательностью музея является деревянная копия Naniwa Maru, японского торгового судна XVII века, представленного в натуральную величину. Название корабля произошло от древнего названия Осаки – Нанива.  

В музее также есть два видео-театра, демонстрирующие фильмы на морскую тему, в том числе 3D, яхта-симулятор, на которой можно попробовать свои силы в парусном спорте, открытая площадка, с которой открывается удивительный вид на залив. Увы, увидеть все это сейчас нет возможности: с прошлого года музей временно закрыт из-за нехватки средств...